Виды профессий работающих на хлебозаводе. Как делают хлеб на хлебопекарне. Какие сорта хлеба бывают

Евгения Федотова
Исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришел?»

1. Пояснительная записка.

Дети с раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность-это «желание знать» . У детей имеется тяготение исследовать окружающий мир . Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию . Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки,- и часто это приводит его в восторг.

1.1 Актуальность проблемы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, хлеб . Хлеб , который мы едим, чтоб попасть на стол , проходит долгий путь, мы должны любить и беречь его.

1.2Цель нашей работы : проведение исследования как произошло слово «хлеб » и откуда он пришёл на стол .

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба .

3. Познакомиться с сортами хлеба

4. Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба .

5. Самостоятельно испечь хлеб в домашних условиях .

6. Сделать выводы.

1.3. Объект исследования : хлеб .

Предмет исследования : этапы производства хлеба .

Методы исследования :

Изучение литературы;

Поиск информации в Интернете;

Собственные наблюдения;

Экскурсия в хлебозавод города ;

Беседа со специалистами.

Место исследования :

село Красное, Арзамасского района, город Арзамас Нижегородской области.

1.4 В начале работы была сформулирована следующая гипотеза :

Получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

История происхождения хлеба .

Мы ежедневно берем в руки хлеб - эту загадку природы-матери, которая навсегда скрыла от,нас самого первого хлебопека . Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба , он давно уже стал нашей каждодневной пищей.

У меня возник вопрос, откуда хлеб на стол пришел ? Я решила не гадать провести исследование и самой посмотреть , откуда берется хлеб .

Моя мама рассказала мне, что возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Наши предки сначала употребляли в пищу собранные семена диких злаков. Среди них они обратили внимание на зерна пшеницы. Когда-то в пищу шло сырое зерно. С появлением гончарной посуды зерно стали варить. Затем зерно стали растирать между камнями. Эту дробленую муку ставили в горшках на раскаленные камни. Получалась каша. Именно эта каша стала прародительницей хлеба . Во время варки жидкая каша перелилась за стенки горшка и с шипением вылилась на раскаленные камни, не сразу замеченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. Потом уже готовилась не каша, а тесто-основа для лепешки. Пшеничный хлеб из пресного теста-самый древний.

Громадный труд проделали бесчисленные поколения людей, чтобы вырастить из диких горьковатых злаков этот вкуснейший душистый хлеб , который мы едим. Каждый из хлебородов с древнейших времен вел свою работу по улучшению хлеба . Так появилась профессия – селекционер, человек занимающийся выведением нового сорта хлеба .

Профессии, связанные с получением хлеба .

Мама мне рассказала, что в выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией. Ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. Агроном изучает особенности климата, историю земледелия в своей зоне. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Трактористы, комбайнеры, и шоферы- помогают вспахать и разрыхлить почву, удобрят ее положат семена в землю, скосят колосья и обмолотят их, свезут зерно в зернохранилище.

Зерно прежде чем стать хлебом , должно превратиться в муку. Для этого существует такая профессия-мукомолы. После измельчения зерна, мука держит путь к хлебозаводам , которую доставляют шоферы. Уже на хлебозаводе пекарь выпекает различные виды хлеба .

Готовый хлеб нужно перевезти от хлебозавода по магазинам , столовым , кафе, детским садам, школа с этим связана профессия водителя.

Сорта хлеба

А какой же бывает хлеб ?. Прочитав информацию в сети интернет мама мне рассказала что, сорт хлеба , в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Существует различные сорта хлеба .

Обычный белый хлеб , выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Ржаной, или черный хлеб , считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Цельнозерновой хлеб , уверенно приобретающий всё большую популярность благодаря большому количеству содержащихся в нём витаминов и клетчатки.

Кукурузный хлеб , достаточно редкий сорт и приготавливаемый обычно в качестве деликатеса.

Картофельный хлеб - совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

Без дрожжевой хлеб , являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды без дрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.

Сдоба. Пищевики-профессионалы под этим термином понимают обычно различные добавки, повышающие качество и вкусовые характеристики теста, но в обиходе под этим словом подразумеваются сладкие мучные кондитерские изделия - булочки, пончики, пряники, пироги и тому подобное.

Славянский каравай, отличающийся сладким вкусом, пышностью и приуроченностью к особым событиям.

Лаваш - плоский армянский хлеб , который не следует путать с Шоти.

Шоти - грузинский хлеб , выпекаемый с применением дрожжей и имеющий специальную форму.

Матнакаш, родственник лаваша, но только приготовляемый с использованием дрожжей.

Пицца. Да-да, это тоже хлеб , причем состав теста для неё так же специфичен, как и для других сортов хлеба .

4. Этапы получения хлеба .

Чтобы узнать как же хлеб попадает в булочную , а потом к нам на стол мы отправились с моей мамой на Арзамасский хлеб завод . На этом заводе работает мой папа . Там я увидела, как же пекут хлеб .

5. Этапы получения хлеба .

Хлеб это основа всего для человека. Мне очень хотелось узнать все подробности из чего он состоит и сам процесс изготовления. Для этого я с мамой и бабушкой отправились на Арзамасский хлебозавод .

Там нам встретил начальник отдела контроля качества продукции Сергей Владимирович.

Он рассказал мне, что хлеб состоит и воды , масла, муки, соли, песка. И показал мне сам процесс производства хлеба .

Мука из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Затем происходит сам замес теста

Тесто мешается в емкости, которая переворачивается автоматически и выкладывает тесто на делитель.

Отрубитель делит на порции, вес которой проверяется контролером. Порции поступают на конвейер

Затем с конвейера в печь.

Готовый хлеб выходит из печи , опрыскивается водой для предания глянца.

Затем хлеб отправляют в куллер для остывания на 2 часа при температуре 100 до 45*.

Затем вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Еще я побывала в цехе по приготовлению заготовок слоенных и сдобных изделий.

Мука так же из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Тесто замешивается.

Отрубитель делит на порции, вес которой тоже проверяется контролером.

В цехе укладывают на металлические листы, затем растоечный шкаф температурой 37* на 1 час. После шкафа задвигают в печь для приготовления, предварительно смазав смесью яйца и сахарного песка, 15 мин

После приготовления остывает и готовую продукцию упаковывают в упаковочном цехе.

Затем так же вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Кроме процесса производства хлеба я познакомилась с новыми профессиями такие как упаковщики, контролер качества продукции, пекари, логисты.

После посещения завода мне очень захотелось побывать пекарем.

Дома с мамой мы решили испечь вкусные пироги.

Мы приготовили необходимые продукты.

Тесто должно было увеличиться в 2-3 раза. Пока подходило тесто, мы занимались начинкой.

Затем тесто нужно обомнуть, разделите на части. Кусочки округлить.

Раскатали шарики из теста в круглую лепешку, в центр каждой положите начинку, свернули пополам, закрепили края.

Поместили пирожки на противень

Поставили их запекаться в разогретую духовку на 12-15 минут при 210 °С,

Пирожки получились очень вкусные!

Из результатов проведенного исследования я узнала , что

Что хлеб берёт своё начало в древности.

Хлеб очень полезен для человеческого организма.

Получение хлеба – это сложный , трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу .

Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе , но и сама испекла свой первый хлеб .

Гипотеза, выдвинутая в начале работы , полностью подтвердилась.

Заключение

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл » . Теперь я знаю, откуда берется хлеб , как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди : трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба .

Литература

1. Алексеев М. Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе » . – М.: Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л. А. «Я познаю мир : Детская энциклопедия : Растения» . – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» , 1997 г

4. Р. Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998 г.

5. Извекова Л. Н. «Что всего дороже?» . – Барнаул

6. М. А. Федоров “Юному хлеборобу” , Москва “Россельхозиздат”, 1984 г.

7. Крючков В. Р. «Испекли мы каравай» . - Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1984 г

8. А. Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка” , Москав “Детская литература”, 1990 г.

9. Степаненко В. И. «Хлеб » . – М.: Агропромиздат, 1989 г

10. М. Ивин “Хлеб сегодня , хлеб завтра” . Детская литература, 1980 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 28

методическая разработка на тему:

профессия-пекарь

Хлеб - всему голова!

Профессия - пекарь методическая разработка

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя, которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

(понятие, введение в профессию, сущность профессии, общая характеристика, основные черты, информация о профессии)Хлеб считается священным продуктом на столах славян. Это связано с его свойством быстро утолять голод, так как он имеет высокую пищевую ценность. Более того, тот, кто знает, каким нечеловеческим трудом давался этот самый продукт нашим предкам, понимает, почему он имеет такой высокий статус среди всех продуктов питания. А человек, который печёт хлеб, называется пекарь.

Хлеб пришел к нам из глубины веков. Сначала люди употребляли зерна диких злаков в сыром виде, затем человек научился растирать зерна и смешивать их с водой - этот момент считается первым открытием хлеба.

Второе открытие хлеба связано с изобретением ручных мельниц. Из густой зерновой каши люди лепили лепешки и пекли их на раскаленных камнях. Окончательное, третье открытие хлеба связано с использованием огня.

Слово "пекарь" появилось в годах до н. э. Об этом свидетельствуют отдельные указания в письменных источниках. А как ремесло хлебопечение становится признанным и почитаемым спустя 8-10 столетий. Очень часто пекарей называли "басманниками", от слова "басман" - хлеб для царя.

Первый прототип современных булочек был найден в древнеегипетских гробницах. В Египетском зале Британского музея представлены образцы хлеба, которые выпекались нашими предками 5000 лет назад. Так же в музее можно увидеть зерна первой пшеницы созревшей во времена правления фараонов. Но это отнюдь не самые старые образчики этого злака, зерна пшеницы были обнаружены и на раскопках поселений, возраст которых насчитывает не менее 8000 лет.

Те или иные сведения о хлебе встречаются в истории многих древнейших государств. Даже в библии неоднократно упоминаются пресные, приготовленные на закваске, ржаные и пшеничные хлеба. Кстати, спор о том, какой хлеб лучше, черный или белый, тоже совсем не нов, еще древние греки и римляне, для которых хлеб являлся одним из основных продуктов питания, устраивали дискуссии о том, что же предпочтительнее рожь или пшеница.

Людям давно известна технология изготовления теста с дальнейшим выпеканием хлеба. Учёные предполагают, что впервые дрожжевое тесто придумали 4 тысячи лет назад. А вот упоминания о первых профессиональных пекарях, которые зарабатывали себе этим ремеслом на жизнь, относятся к XII столетию до н. э., когда в Египте появились в продаже первые булочки. Вообще эта древнейшая цивилизация дала миру самый распространённый и наиболее удобный для обработки сорт пшеницы.

Как известно в древние времена выпекали только пресный хлеб, так было до тех пор, пока у одного раба в древнем Египте по неосторожности не скисло тесто. Боясь наказания за оплошность, он рискнул испечь лепешки из скисшего теста, и остался, весьма доволен результатом. С тех пор стали выпекать тесто на закваске, а, в последствии, и с применением дрожжей.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">колледж , назвавшийся Коллегия Писторум, занималась подготовкой пекарей, причем данная профессия передавалась по наследству. Выпускникам запрещалось заниматься чем-либо, кроме пекарского дела, что позволяло сохранять традиции и секреты ремесла. Профессия пекаря была почитаема и уважаема, счастливцы, избравшие для себя данный вид ремесла, пользовались особыми привилегиями. Членам гильдии так же запрещалось посещать гладиаторские бои и представления, дабы не загрязнять свои помыслы соблазнами окружающих и не приобщаться к людским порокам. Гильдии пекарей дожили и до наших дней и продолжают функционировать.

На протяжении всей древности пекари были уважаемыми и почитаемыми людьми, столь трепетное отношение сохранилось и по сей день. И это совершенно не удивительно.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут…. Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода .

В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

С детских лет запомнил навсегда:
Хлеб - земля. Хлеб - воздух. Хлеб - вода.

В нем живет душа родных полей.
Нежность доброй матери моей.
Жизнь - от хлеба, и от хлеба - сила.

"Его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной и хорошего и плохого пищеварения"

Рецепты хлеба

Рецепт белого пшеничного хлеба:
Теплая вода - 285 мл.
Молоко - 115мл.
Подсолн. масло - 50г.
Соль - 20г.
Сахар - 50г.
Пшен. мука - 640гр.
Сухие дрожжи - 10г.

Рецепт ржаного хлеба:
мука ржаная - 10кг.
сыворотка - 4,5–5л.
соль - 150г.
дрожжи прессов. -50-100г.

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:
Вода – 600мл.
Дрожжи - 10г.
Сахар - 30г.
Ржаная мука - 400г.
Пшеничная мука - 400г.
Семена тмина - 40г.
Растит. масло - 30г.
Соль - 30г.

Хлеб

Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят степи,
Перед гостями он лежит парной,
Сытный, сдобный, белый и ржаной,
Круто жизнь замешана на хлебе.
Истины простой, как не постичь -
Ведь не зря с буханкой схож кирпич!
Корпуса домов, что рвутся в небо,
Ток турбин, текущий в провода -,
Древние, как мифы города -,
Ваяли жизнь свою от силы хлеба.

Круглый - как Земля сама,
Сыплется он в зернах в закрома,
Сыплется, амбары заполняя...

С детских лет запомни навсегда:
Хлеб - Земля, Хлеб - Воздух, Хлеб - Вода!
Солнечное в нем живет светило,
В нем живет душа родных полей,

Нежность доброй матери твоей.
Жизнь - от хлеба, и от хлеба – сила.
Человек ты! Хлеб в твоих руках!
Все в твоих руках - земля и небо!

Хлеб в руках ты держишь испокон,
И тобою мир твоей сотворен,
Из добра, из мужества, из хлеба!

А. Баянов

Социальная значимость профессии в обществе: (значение профессии, важность профессии, потребность в профессии, востребованность профессии)

Сложно переоценить заслугу пекарей перед народом. Без их работы людям пришлось бы голодать. Сегодня много комбинатов и коммерческих пекарней нанимают специалистов по выпечке хлебобулочных изделий. Особую заслугу эти профессионалы имеют перед горожанами. Жизнь в городе (особенно в большом) идёт в таком быстром темпе, что выпекать хлеб в домашних условиях никто не согласился бы. Мы уже привыкли покупать большую часть продуктов в готовом виде, чтобы не заниматься приготовлением. В первую очередь в этот список можно записать хлеб.

Массовость и уникальность профессии: (требования к профессии, перспективы)В пекарнях, на хлебозаводах и крупных ресторанах к пекарям предъявляют примерно одни и те же требования: опрятность в работе, обострённый нюх и вкус, внимательность и безотказная память. Пекарь ни в коем случае не должен забывать, сколько времени и что именно у него там стоит в печи. Разумеется, что у толкового пекаря должен быть тот самый секретный рецепт, которым он будет удивлять своих клиентов.

ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ

Знаете, однажды я увидел,
Как старик прощение просил.
Он буханку хлебушко обидел.
Тем, что вдруг на землю уронил

Перед нею встал он на колено,

В пополам согнувшись, кое-как.
Сор стряхнул с горбушки… Неумело,
На себя навесил крестный знак.

«Ты прости меня краюха хлеба,
Я неловким стал на склоне лет.
Станет пусть свидетелем синь неба,
Ничего важней тебя здесь нет.

Ты была наградой хлеборобу,
Утешеньем путнику была.
За тебя молитвы слали Богу,
И вершили ратные дела.

А ещё я вспоминаю детство,
Трудные военные года.
Горе, что досталось нам в наследство,
И плохая, скудная еда.

И мальцам как пряники, как сладость,
Выдавался маленький кусок
Хлеба чёрного – простая радость…,
Разве кто на землю бросить мог?»

Постоял ещё старик немного,
И куда-то вдаль побрёл один.
Помните о хлебе, ради Бога,
С ним народ вовек непобедим.

Хлеб - это жизнь. Он вечен как мать. Как Родина. Вслушайтесь в слово "страда". Оно дышит огнем, зноем боя. Земледелец - как солдат на войне. Войны нет, но хлебный фронт никогда не кончается", - писал о хлебе известный поэт Расул Гамзатов.

Материал с сайтов:

http://gazeta. *****/online/health/382/21_02

http://www. *****/content/view/1169/18/

http://www. *****/articles/rec/hlebnaya_kulinariya/

http://www. *****/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

Инженер-технолог хлебопекарного производства контролирует технологические процессы, обеспечивая бесперебойное производство высококачественного продукта. Большую часть времени он проводит в движении, чаще всего трудится посменно, обладает большим кругом полномочий. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Инженер-технолог, работающий в рассматриваемой сфере, является техническим специалистом, который осуществляет контроль качества на всех этапах. Он проверяется исходное сырье, следит за соблюдением ГОСТов и прочих установленных норм, анализирует количество хорошей продукции, разрабатывает способы, направленные на снижение общей доли брака.

Инженеры-технологи востребованы на всех предприятиях, где для создания продукции используется мука и продукты из нее. Это компании по производству макарон, хлебобулочных изделий и другие. Для работы в рассматриваемом сегменте нужно получить высшее образование и пройти производственную практику.

Особенности профессии

Рассматриваемая профессия является достаточно интересной, ведь инженеры-технологи не только следят за качеством, но и занимаются созданием технологических карт, внедрением современного оборудования. Они должны хорошо разбираться в химии и микробиологии, постоянно освежать знания, касающиеся оборудования, производственных процессов. К основным обязанностям этого сотрудника необходимо отнести:

  • изучение новых технологий, разработка рекомендаций и последующее их внедрение в производство;
  • работа в группе, занимающейся созданием новых рецептур;
  • снижение затрат компании-производителя, но без потери качества;
  • предупреждение брака;
  • разработка планов, необходимых для расстановки оборудования, размещения рабочих в цехе;
  • работа с программами, направленными на улучшение выпускаемой продукции;
  • рассмотрение жалоб на продукцию, поступающих от потребителей;
  • взаимодействие с рабочими кадрами: техника безопасности, квалификация, санитарно-гигиенические нормы;
  • взаимодействие с руководством и проверяющими инстанциями;
  • остановка производства при обнаружении некачественного сырья или до тех пор, пока не будет выявлена причина брака;
  • внесение рекомендаций, касающихся расширения ассортимента, а также повышения покупательского интереса.

Инженер-технолог, работающий на хлебопекарном производстве, обязан хранить коммерческую тайну. Этот специалист является человеком, полностью отвечающим за вверенный ему участок - от продукции до обеспечения благоустроенных рабочих мест. Он получает средний оклад, но перед ним открываются перспективы производственного обучения, повышения квалификации.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Легко получить образование, профильные вузы есть во многих городах России.
  2. Неопытных специалистов, получивших дипломы инженеров-технологов, с радостью принимают на работу.
  3. Стабильность и официальное трудоустройство.
  4. Профессия важная, ведь без инженеров-технологов невозможно производить самый ценный продукт - хлеб.
  5. Командировки в другие регионы, посещение производственных филиалов, что помогает повышать квалификацию.

Минусы

  1. Работа с мукой и другими компонентами, используемыми для производства хлеба, небезопасная. Уже после 40 лет технолог может столкнуться с хроническими заболеваниями, первое из них - астма.
  2. Постоянное нервное перенапряжение, ведь этот сотрудник взаимодействует с персоналом, руководством, поставщиками и конечным потребителем.
  3. Неудобный рабочий график, большое количество ночных смен.
  4. Невысокая заработная плата.

Важные личные качества

Опытный инженер-технолог отличается коммуникабельностью, принципиальностью, компетентностью. Он умеет найти общий язык с разными группами сотрудников. Общаясь с руководством, применяет дар убеждения, в случае необходимости может быть жестким и настойчивым человеком. Работа требует гибкого логического мышления, глубоких профессиональных знаний. Важно желание постоянно обучаться, умение мыслить широко и нестандартно.

Обучение на инженера-технолога хлебопекарного производства

Специалист, который желает работать в сфере производства хлеба, должен получить образование в аграрном или любом другом профильном вузе. Сегодня в РФ открыто достаточное количество высших учебных заведений, которые дают студенту возможность освоить эту специальность.

Перед поступлением необходимо сконцентрироваться на изучении предметов, по которым придется сдавать ЕГЭ. Для преодоления экзаменов нужны глубокие знания в физике и химии (на выбор вуза), а также математике и русском языке, последний обязательный для всех абитуриентов. Профессию не осваивают на курсах, но они могут стать хорошим дополнительным источником знаний.

"Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!"

УЦ «Престиж»

При учебном заведении открыты курсы технологов пищевого производства, которые могут стать первой ступенью на пути к получению базового профессионального образования. Посещение курсов позволит лучше узнать специфику работы на пищевых предприятиях, длительность занятий составляет 1,5 месяца. Студенты научатся рассчитывать нормы сырья, узнают больше о качестве продукции, особенностях работы с документацией. Курс разделен на теоретическую и практическую часть, будет интересен для людей, которые пока только выбирают профессию.

Россия 80000—50000 ₽

Карьерный рост

Технический специалист, выбравший работу на хлебопекарном производстве, имеет возможность повышать свою квалификационную категорию каждые 3 года - от III до I категории. Следующая ступень - должность инженера-технолога.

Профессиональные знания

  1. Химия, микробиология, математика.
  2. Правила организации производственного документооборота.
  3. Технологии хранения, а также подготовки сырья.
  4. Этапы и правила производства хлебобулочных изделий.
  5. Контроль качества - от сырья до отзывов клиентов.
  6. Причины брака и методы их устранения.
  7. Техника безопасности, ГОСТы.
  8. Методы исследования сырья, повышения эффективности работы вверенного участка.
  9. Навыки руководства сотрудниками цеха.
  10. Правила размещения, улучшения производственных линий.

Для того, чтобы поближе познакомиться с техникой выпечки хлеба, мы с папой отправились в пекарню «Рябинушка».

Здесь выпускается хлеб из ржано-пшеничной муки, из муки пшеничной высшего сорта, оздоровительные сорта хлеба, сладкая сдоба и кондитерские изделия. В кондитерском цехе выпекается печенье, кексы, булочки и лечебно-профилактические сорта хлеба.

Почти все работы здесь выполняются вручную. В его цехах всё делают руки людей. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь

хлеба на целый город. А какой же путь проделывает хлебушек, пока не попадёт на прилавок магазина? Кто принимает в этом участие? Об этом мы тоже спросили ребят.

Видеозапись позволила нам познакомить ребят с работой пекарни.

На диаграмме «Этапы хлебного маршрута» хорошо видно, какое представление имеют дети о том, как долог путь хлеба на прилавок магазина. (см. приложениие, диаграмма 5.)

Упакованная продукция дольше хранится, не черствеет, сохраняется неповторимый вкус и аромат. На упакованную продукцию наклеивается этикетка. Она содержит всю необходимую информацию о продукте: название, производитель и адрес, состав, пищевая ценность, содержание витаминов, масса изделия, дата изготовления, сроки и условия хранения.

ВЫВОДЫ. Производство белого хлеба полностью автоматизировано. Оно включает ряд этапов: быстрое замешивание теста - разделение на «колбаски» - превращение их в «колобки» - предварительная расстойка в печке - придание формы и нарезка полос для выхода углекислого

газа - трёхэтапное выпекание в печи. Затем батоны вручную укладывают, остужают и упаковывают при помощи машины.

Для производства чёрного хлеба используется много ручного труда. Прежде всего, готовится закваска. Далее следуют этапы: автоматическое замешивание теста - полуавтоматическое формование - предварительная расстойка в печке - перемещение вручную заготовок в печь - выпекание - ручная укладка готового хлеба. Кроме того, чёрный хлеб выпекается дольше белого. Булочки изготавливают вручную и выпекают в особой печи.

Обо всём этом ребята узнали из рассказа Данилы и видеозаписи.

Профессии и хлеб

Ещё одним из важных этапов нашей работы, было узнать о тех профессиях, которые необходимы, чтобы наш хлеб был вкусным и полезным.

В изготовлении хлеба и его появлении на нашем столе участвует много людей самых разных профессий. Прежде всего, с хлебом связана профессия ПЕКАРЯ. С того времени как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий.

На крупных предприятиях производством теста занимается специальный человек - ТЕСТОВОД. Он строго по технологии готовит из муки тесто, управляет тестомесительными установками, определяет степень готовности опары и теста.

Придать тесту форму привычных нам хлебных батонов, буханок и булок помогает ФОРМОВЩИК. Так как изготовление белого хлеба часто автоматизировано, обычно формовщик занят в изготовлении чёрного хлеба (см. приложение, рис. 3).

Хлеб нужно подготовить для удобной перевозки от хлебозавода по магазинам и столовым. Поэтому готовая продукция поступает на укладку. УКЛАДЧИК отбраковывает некондиционную продукцию, а качественную перекладывает в лотки.

Для удобства заказчиков и соблюдения всех требований хранения хлебобулочной продукции, изделия проходят этап упаковки. Достигается длительный срок хранения, соблюдение всех санитарных норм, защита продукции от воздействия внешней среды. УПАКОВЩИК помещает готовы полиэтиленовую упаковку, на неё наклеивает этикетку с информацией о продукте: названием, производителем и его адресом, составом, сроками и условиями хранения, массой изделия и др.

Но ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. АГРОНОМ выбирает подходящие сельскохозяйственные культуры для посева с учётом экологических и географических особенностей местности. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Агроном планирует, когда сеять и убирать урожай, управляет другими работниками на полях. Ими могут быть тракторист и комбайнёр. ТРАКТОРИСТ - водитель трактора, который пашет и выполняет другие виды работ по подготовке, посеву и выращиванию пшеницы и ржи. КОМБАЙНЕР - водитель сложной сельскохозяйственной машины - комбайна. Он участвует в сборе урожая хлебных культур.

В настоящее время ВОДИТЕЛЬ помогает перевезти на хлебозавод муку и другие продукты, необходимые для изготовления хлеба. Кроме того, именно водитель развозит готовый хлеб по магазинам, торговым палаткам и другим местам.

Пекари, как правило, говорят, что выбрать эту профессию их побудил запах свежеиспеченного хлеба, знакомый с детства. Для многих эта профессия становится потомственной. Пекарей и представителей других, связанных с хлебом, профессий отличает любовь и интерес к своему делу, ощущение его важности. Ведь свежий и вкусный хлеб на столе - радость и уют в каждом доме.

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас.

Норма хлеба для рабочего на день была лишь 250 гр., для детей и служащих 125гр. (см. приложение, рис. 4)

В хлеб 41 года входила ржаная мука самого грубого помола, овсянка, солод, жмых от подсолнечной семечки с кусочками кожуры.

И поэтому хлеб, который мы с вами сейчас едим - это вкусный, прекрасный и очень полезный продукт. И кушайте его на здоровье!

Я помню хлеб, военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нём в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.(А. Морозов)

Пекарь — специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Пекарь печёт хлеб разных сортов, батоны, булки, калачи, ватрушки и т.п. Хлебобулочные изделия отличаются от кондитерских изделий соотношением муки, сахара и др. добавок. В хлебе и булках муки должно быть не меньше половины. Он составляет рецептуру или пользуется утверждёнными рецептами, выбирает исходные материалы (муку, добавки и пр.), придаёт будущим булкам форму (самостоятельно или раскладывая по формам), а затем выпекает их в печи. Крупные хлебопекарные производства оснащены оборудованием, облегчающим работу с большими объемами. Например, машины для замешивания и разделки теста, конвейеры.

Пекарь загружает сырьё, запускает оборудование и следит за процессом. В частности, он контролирует выдержку теста, раскладку по формам перед посадкой в печь, определяет готовность хлеба в печи. Опытный пекарь многое может определить на ощупь и на глаз. Некоторые операции невозможно механизировать. Например, плести из теста косички или наносить насечки приходится вручную, не останавливая конвейер.

Профессиональный уровень и круг обязанностей пекаря определяется присвоенной ему квалификацией и разрядом. Разрядов всего 6. Например, квалификация «пекарь-мастер» означает 4-6 разряды. «Пекарь комплексно-механизированной линии» - 5 разряд, «пекарь» - 3,4 разряды, «кондитер» -3,4 разряды, «формовщик теста» - 3,4 разряды, «машинист поточной линии формования хлебных изделий» - 4 разряд и т.д.

К минусам профессии нужно отнести работу на ногах, постоянный контакт с мукой, специями, жар от печи, СВЧ-облучение и пр.

Возможны профессиональные заболевания: аллергия, бронхиальная астма, конъюнктивит и ринит, вызванные постоянной работой со специями, мукой, дрожжевым грибком, катаракта и сердечно-сосудистые заболевания (в случае постоянного инфракрасного излучения), «зерновые раздражения» (после контакта с зараженными ванильным и кокосовым порошками), варикоз.

Рабочее место

Пекари работают на хлебокомбинатах, в небольших пекарнях, на предприятиях общественного питания в должности пекаря, пекаря комплексно-механизированной линии.

Пекарь может организовать свой собственный бизнес по выпечке хлеба.

Зарплата на 20.02.2020

Россия 20000—60000 ₽

Москва 33000—60690 ₽

Важные качества

Пекарю необходимы физическая выносливость, тонкое обоняние и вку¬совая чувствительность, чёткая координация движений рук, объемный глазомер, па¬мять на образы, наблюдательность, опрятность. Здоровье. Работа не рекомендуется людям с заболеваниями сер¬дечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата с наруше¬нием двигательных функций, эндокринными заболеваниями (сахарный диабет), кожной аллергией и экземой кистей рук, хроническими инфекционными забо¬леваниями, дефектами зрения.

Знания и навыки

Пекарь должен знать технологию производства, нормы расхода материала и рецептуру хлебобулочных изделий. Уметь работать с оборудованием пекарни.

Где учиться на пекаря

Пекарь в современном производстве может называться по-разному, в зависимости от присвоенной квалификации и уровня образования.

Начальное профессиональное образование (НПО)

Профессия «Изготовитель хлебобулочных изделий»

Квалификации: «пекарь», «кондитер», «дрожжевод», «тестовод», «формовщик теста», «машинист тесторазделочных машин», «машинист поточной линии формования хлебных изделий», «оператор установки бестарного хранения сырья».

Профессия «Пекарь-мастер»

Квалификации: «пекарь-мастер», «Пекарь комплексно-механизированной линии»

Среднее профессиональное образование (СПО)

Специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Квалификация - техник.