В армии не любили замполитов. Нужно ли возвращать в российскую армию замполитов: мнения. Ближе к солдату

В Российской армии возродят ГлавПУР – Главное политическое управление. Об этом накануне сообщил зампред Общественного совета при военном ведомстве Александр Каньшин. Вместе с упразднённым ещё при Ельцине ведомством в войска вернут и замполитов – заместителей командиров подразделений по политической части. Не секрет, что смысл всей их работы состоит в идеологической «накачке» личного состава, но ведь в современной России, кажется, нет государственной идеологии? Или в армии она уже появилась? Нужны они вообще, эти замполиты-политруки, а по прежнему – комиссары?

Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры

– Авторы инициативы нам так и не объяснили, как будет уживаться возрождённый ГлавПУР с управлением по работе с личным составом. Похоже, этот вопрос вообще не решался. Но если собрались восстанавливать политуправление, значит, подумали и об идеологической составляющей. Иначе нет смысла огород городить. Я так понимаю, что во главу угла собираются поставить патриотизм. Который сам по себе не идеология, но на первое время, может, и сойдёт. Я понимаю, и военные, надеюсь, тоже понимают, что побудило возродить политуправление. Пляски курсантов в сомнительной амуниции, недостаток мотивации у молодых офицеров. Идея благая, только опасаюсь, что реализуют её не так, как хотелось бы.

Восстановление полит­управления, по словам Каньшина, вопрос принципиально решённый – его целесообразно формировать на базе действующего Главного управления по работе с личным составом (ГУРЛС). Таким образом, реставрируется прежняя советская система, когда войсковому соединению от батальона и далее был придан пропагандист, находившийся в непосредственном подчинении у замполита. Вот только где армейское командование собирается набрать такое количество офицеров, ведь замполиты должны быть не только в батальонах, но и в ротах. Решены ли при этом вопросы его обмундирования и денежного довольствия – вопрос риторический. Скорее нет, чем да.

Непонятно и то, каким образом будет выстроена новая армейская иерархия, в которую вновь включат воссозданное политуправление. Вопрос этот непраздный, даже в советские времена полной ясности не было. В иных войсковых частях «вторым номером» после комбата шёл не начштаба, а замполит. И это доставляло немало проблем всему личному составу. Судя по тому, что под замполитов воссоздадут целый главк, далеко не факт, что авторитету начштабов не будет нанесён непоправимый урон. А вот ещё один непраздный вопрос: где руководство Минобороны собирается обучать замполитов? Готовившие их военно-политические училища давно упразднены либо перепрофилированы. Ещё вопрос: а кто, собственно, будет учить замполитов? Уж не мобилизуют ли с этой целью отставников или, чего доброго, представителей партии власти? Нет ответов на эти вопросы, зато эксперты Минобороны уже сосчитали, сколько денег потребуется на реализацию проекта – порядка 100 млрд рублей. И что-то сомнительно, что проект уложится в эту сумму. Но похоже на то, что кому-то просто понравилась мысль освоить астрономические деньжищи, прикрывшись благими намерениями.

Впрочем, смысл возродить ГлавПУР действительно есть. «Безверное войско учить – что перегорелое железо точить: сломается», –

учил Суворов. Подвиг политруков Великой Отечественной едва ли можно поставить под сомнение. Попавшего в плен командира фашисты, как правило, оставляли в живых. Политруков же расстреливали на месте. Это ли не признание эффективности их работы? Судя по напряжённой внешнеполитической обстановке, политрукам сейчас в армии самое место. Да только не закончилось бы благое начинание показушной кампанейщиной, как это у нас часто бывает. А для этого командование должно внятно ответить на вопрос: для чего возрождать институт замполитов?

По теме

Служба в армии США для трансгендеров станет сложнее после вступления в силу директивы президента США Дональда Трампа. В соответствии с ней сменившие пол люди должны будут проходить службу в зарегестрированном при рождении поле.

Версия 1

Затем, чтобы «освоить» десятки миллиардов рублей

Считаем вместе: в позднем СССР действовало 11 военно-политических училищ плюс военно-политическая академия. Сегодня их нужно как минимум три. Даже если их учредят, так сказать, на базах действующих общевойсковых училищ, потребуются преподаватели и какая-никакая материальная база. Но 100 млрд рублей за всё про всё, согласитесь, впечатляют. Откуда взялась эта сумма, что в неё входит, за какой период её планируют истратить – неизвестно. Попробуйте отыскать в открытом доступе средний бюджет военного училища – не найдёте, военная тайна. Заявленные 100 млрд тоже могут стать «военной тайной» и скорее всего ею станут, если обществу не будет предоставлено материально-техническое обоснование проекта. Вы верите, что его предоставят? Вот то-то и оно. Похоже, кто-то просто мечтает набить карман, «наварить» на благой идее.

Версия 2

Затем, чтобы обеспечить генералам карьерный рост

Это в Южной Осетии было легко продвигаться по службе, прикручивая звёздочки одну за другой на генеральские погоны. Сколько захотел, столько и прикрутил: своя рука – владыка. А в России с этим намного сложнее. «Потолок» для начальника ГУРЛС – генерал-лейтенант. В возрождённом ГлавПУРе обещают поднять этот «потолок» до генерал-полковника, а то и до генерала армии (памятуя о давней советской традиции). По оценкам военных экспертов, в полит­управлении появится как минимум полтора-два десятка новых генеральских должностей. Добавьте сюда ещё как минимум три генеральские должности для начальников военно-политических училищ. Прекрасный плацдарм для карьерного роста, широчайшие возможности!

Версия 3

Затем, чтобы вернуть в войска уволенных в запас офицеров

Озвучивалась и такая версия происходящего. Известно, что в результате «реформ» Анатолия Сердюкова с военной службы ушли порядка 200 тыс. кадровых офицеров. Часть уволилась безвозвратно, но найдётся немало таких, кто готов вернуться и ещё послужить Отечеству. Снова считаем: в Российской армии служат порядка 800 тыс. солдат и офицеров. Это примерно 2 тыс. батальонов. В них – по три роты, значит, понадобятся ещё 6 тыс. замполитов. А всего – не менее 8 тысяч. Наверняка соискателей будет гораздо больше, а значит, отобрать из них лучших будет не так уж сложно. В среднем военное училище выпускает порядка 60–70 офицеров в год, так что старые кадры ещё долго будут ко двору. И, что важно, возвращение уволенных Сердюковым офицеров будет воспринято обществом как акт торжества справедливости.

Минобороны возвращает ротных замполитов. Первые должности уже созданы в мотострелковых частях и соединениях. Изменения связаны с формированием Главного военно-политического управления (ГлавВоенПУР). В 2008 году эти должности были сокращены, хотя именно ротные замполиты непосредственно участвовали в боевых действиях и при необходимости руководили личным составом.

В Минобороны «Известиям» рассказали, что в штатном расписании мотострелковых рот с численностью более 100 военнослужащих уже введены должности замполитов. Следом их должны получить подразделения, где служит более 75 солдат и младших командиров.

Появление новых должностей в Вооруженных силах связано с формированием ГлавВоенПУР Минобороны. к 1 декабря нынешнего года. За это время будут определены полномочия управления, штатная структура и приняты основные кадровые решения.

Замполиты будут подчиняться непосредственно командирам рот. Им предстоит сформировать у подчиненных «глубокое понимание» и поддержку личным составом государственной политики в области обеспечения обороны. Они займутся воспитанием у военнослужащих патриотизма, верности воинскому долгу и военной присяге. В первую очередь они будут отвечать за профессиональную подготовку и идейные убеждения бойцов и младших командиров, сплочение воинских коллективов.

Для этого ротным замполитам придется плотно работать с сержантами и солдатами. Знать не только личный состав роты, но и принадлежность к религиозным конфессиям, индивидуально-психологические, морально-политические, военно-профессиональные качества и особенности подчиненных. Замполит станет регулярно составлять и уточнять социально-психологическую характеристику роты. На ее основе командир будет формировать расчеты, экипажи, отделения и смены.

Замам по политчасти предстоит организовывать досуг, художественные самодеятельные коллективы и еженедельно готовить материалы об отличившихся военнослужащих для газеты соединения, радиогазеты и стенной печати. Им предстоит следить, чтобы в подразделении не принимали наркотики и не пьянствовали. А также поддерживать связь с родными и близкими солдат и сержантов, проходящих службу по призыву. Докладывать о морально-политическом и психологическом состоянии личного состава они будут непосредственно командиру роты.

Замполитам придется добиться главного - воспитать в солдатах уверенность в своем оружии и готовность к выполнению боевых задач в любых условиях.

Возвращение замполитов улучшит моральный климат и повысит боеспособность воинских подразделений, считает член президиума Общероссийской организации «Офицеры России» полковник Валерий Берестов.

В Советской армии рота или батарея были центром воспитательной работы, - рассказал «Известиям» Валерий Берестов. - Замполиты роты прекрасно разбирались не только в политических вопросах, но и в психологии. С солдатами работали индивидуально. В своем подразделении замполиты должны были определить неформальных лидеров - положительно и отрицательно мотивированных. Если последние плохо влияли на микроклимат в роте, квалификация замполитов позволяла направить их на путь истинный.

Институт политработников сформировался во время Гражданской войны. В 1918 году в Рабоче-крестьянской Красной армии появилось Всероссийское бюро военных комиссаров. Они надзирали за деятельностью командования воинских частей и отвечали за пропаганду. В 1919-м большевики создали Политуправление Реввоенсовета (ПУР). В дальнейшем, несмотря на все переименования, структуру именовали ГлавПУР.

В структуре министерства обороны России учреждено Главное военно-политическое управление (ГВПУ). Об этом говорится в указе президента РФ Владимира Путина, который был накануне опубликован на официальном портале правовой информации. Руководителем института назначен генерал-полковник Андрей Картаполов.

ГВПУ исчезло в 1992 году. Ответственность за морально-психологическое состояние военнослужащих несло Главное управление по работе с личным составом (ГУРЛС). Эта структура несколько раз меняла названия. Сейчас в подчинении воссозданного ГВПУ будет находится Центр военно-патриотической работы ВС РФ, Центр психологической работы ВС РФ и 49-й Центр технических средств.

На вопросы «Русской Планеты» по поводу причин создания ГВПУ ответил военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов. По его словам, возрождение Главного военно-политического управления в структуре Минобороны должно положительно сказаться на дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава ВС РФ.

Инициатива Министерства обороны невольно напоминает реконструкцию советской практики. Любой намёк на политику в армии и слово «замполит», которое вновь возвращается в лексикон, на подсознательном уровне ассоциируются с тошнотворной пропагандой, абсолютно бесполезной и даже вредной для армии.

Не стоит спешить с выводами. В советской армии существовало политическое управление, которое фактически было частью аппарата КПСС. В основном оно занималось распространением идей марксизма-ленинизма, а патриотизм и организация досуга находились на второстепенных ролях. Столь плотная и подчас искусственная вовлеченность армии в политику приносила противоречивые результаты.

До Великой Отечественной войны без согласия политработника не принимались даже решения, не имеющие никакого отношения к идеологии. Комиссар был второй после командира человек в части. Двоевластие оказало негативное влияние на боеготовность Красной армии в тяжелейший 1941 год. Ярым противником такого положения дел был маршал Георгий Жуков. Кстати, его непримиримая позиция была одной из причин опалы.

В послевоенные годы у политруков и замполитов не было прежней власти. Но радикальная перестройка пропагандистской машины в ВС не произошла. Она всё равно работала не самым лучшим образом.

Очень часто ответственный за политпросвет офицер не мог найти общий язык с личным составом, ведя диалог на уровне сложных не укладывающихся в солдатскую голову терминологий. При этом нередко замполиты слабо разбирались в своей номинальной военной специальности, уделяя больше времени изучением идеологических догм. Всё это вызывало насмешки и негатив.

Однако ситуация начала меняться в конце 1970-х годов. Минобороны СССР стало уделять подготовке командиров гораздо больше внимания. В 1980-е годы уровень профессионализма командного состава, включая замполитов, значительно вырос. Доказательством тому является тот факт, что немало замполитов, прошедших подготовку в последние 10-15 лет существования СССР, сделали успешную карьеру на военной службе в Российской Федерации или сделали хорошую политическую карьеру.

Это были замполиты, способные действительно заменить командира части или подразделения в экстренной ситуации. Тем не менее, львиную часть проблем Минобороны СССР решить не удалось. Самым страшным бичом армии так и осталась дедовщина, хотя её обузданием как раз должны были заниматься политработники, отвечающие за нравственное состояние личного состава.

А были ли в советской армии успешные «формы» сосуществования политработников с командирами и боевыми офицерами?

Да. Такая практика была. Как правило, это касалось частей, которыми руководили фронтовики. Командиры отвечали за боевую подготовку, а замполиты не вмешивались в этот процесс, вели идеологическую работу и организовывали досуг. Однако примеров такого сосуществования было не так много.

Зачем же Минобороны РФ восстанавливает не самую успешную практику существования политического института в армии?

Во-первых, в армии обязательно должен быть офицер, выполняющий функции замполита за минусом идеологической подоплёки. Не стоит как-то демонизировать институт Главного военно-политического управления. Это тоже очень важная работа, оказывающая огромное влияние на морально-психологическое состояние бойцов и на атмосферу в коллективе.

В советские годы все замполиты делились на две категории. Первая исповедовала принцип «делай, как я» и своим примером воодушевляла личный состав, помогала освоить военную специальность, а вторая - олицетворяла принцип «делай, как я сказал». Вот этот топорный, бездумный и бесчеловечный подход лёг в основу крайне негативного отношения к ГВПУ.

Я не думаю, что сейчас произойдёт возрождение пороков советского института комиссаров, политруков и замполитов. Для этого нет никаких предпосылок. В конце концов, в России отсутствует идеология. Создание Главного военно-политического управления, на мой взгляд, обосновано тем, что сегодня мы воочию наблюдаем последствия информационной войны против России.

В головах молодых людей и 30-летних контрактников, поступающих на военную службу, представление о текущей политической обстановке должно быть уложено по полочкам. Военнослужащие не должны поддаваться на провокации, которые регулярно появляются в Сети.

Я имею в виду гуляющие в СМИ и соцсетях многочисленные фейки с целью опорочить Россию, её Вооружённые силы и конституционной строй. Нашу страну пытаются представить агрессором, пытаются возложить на неё ответственность за преступления, которые она не совершала. Вот таких брожений, вызванных абсолютно лживыми высказываниями, в армии быть не должно.

Но разве такой политпросвет не приведёт к формированию у военнослужащего «единственно правильной точки зрения» на события в стране и в мире? Не будет ли это равносильной идеологической обработке в период СССР?

Нет, это совсем другое. Повторюсь: в России нет идеологии. Современные замполиты сосредоточатся в большей степени на объяснении повестки дня, патриотической пропаганде, подтягивании дисциплины, организации досуга и спортивных мероприятий. Главная задача - сделать жизнь бойца насыщенной в интеллектуальном и культурном отношении без навязывания симпатий к какой-либо политической силе. Это тонкая и сложная работа, но для неё, я уверен, есть соответствующие кадры.

Активность Сергея Шойгу на посту министра обороны РФ не иссякает. Определившись с вопросами тела, к которым, несомненно, относятся прощание с портянками и замена банного дня на душевые кабины, министр перешёл к вопросам морально-нравственного воспитания военнослужащих.

В этой связи Шойгу объявил о принципиальном решении . Министр особо подчеркнул, что рассматривать эту инициативу как рудимент советской системы не следует. Новые воспитатели, по видению Шойгу, должны быть профессионалами своего дела, умеющими «работать с душой солдата».

Пока неизвестно, какой вуз будет готовить таких профессионалов для нужд армии. Сам министр полагает, что этой задачей займётся один из гражданских вузов, хотя и не исключает, что миссия может быть поручена и военному университету.

Комиссары родом из Италии

Институт военных комиссаров, а впоследствии, замполитов, принято связывать с периодом советской власти, однако исторически это неверно.

Первые комиссары при войсковых частях появились ещё в XVI веке в армиях итальянских республик. Поскольку части формировались из наёмников, в обязанности комиссаров входил контроль за лояльностью солдат «работодателю».

Практически те же функции - контроль за лояльностью личного состава - входил в обязанности комиссаров в частях армии революционной Франции и подразделениях американских колонистов в войне за независимость США.

В армии царской России схожие функции выполняли полковые священники, которые однако не претендовали на управление войсками во время боевых действий.

После свержения самодержавия в России Временное Правительство ввело институт комиссаров в воинских частях, опираясь на мировой опыт: комиссары Временного Правительства следили за лояльностью командиров частей.

Однако широкое распространение институт военных комиссаров получил после Октябрьской революции, когда новая власть, нуждаясь в профессиональных военных, принимала на службу бывших офицеров царской армии, не будучи абсолютно уверенной в их лояльности.

Представители партии

Для контроля над деятельностью «военспецов» к ним приставлялись представитель партии большевиков с широкими полномочиями.

К 1919 году при Реввоенсовете республики был создан сначала Политотдел, а потом и Политуправление, регламентировавшее деятельность комиссаров в войсках.

На комиссаров возлагалась как деятельность, непосредственно связанная с боевой подготовкой и военными операциями, так и пропагандистская работа среди личного состава.

Появилось и низшее звено политработников - политруки, выполнявшие роль комиссаров на уровне роты и ниже. В отличие от комиссаров, они не имели полномочий вмешиваться в военное командование и занимались лишь работой с личным составом.

С 1925 года число комиссаров стало снижаться - в частях, где командиры были коммунистами, их присутствие не требовалось.

Должность комиссаров была восстановлена вновь в начале Великой Отечественной войны, но окончательно была упразднена в октябре 1942 года.

Причиной тому стали отсутствие квалифицированных кадров, а также жалобы со стороны командиров частей - фактически наличие комиссара создавало двоевластие в подразделении, что мешало выполнению боевых задач.

Место комиссаров окончательно заняли замполиты, которые находились в подчинении у командиров частей и занимались исключительно политико-воспитательной работой.

В довоенный период и отчасти в годы Великой Отечественной войны отмечалось, что комиссары и замполиты зачастую не имели должного уровня подготовки для выполнения поставленных перед ними задач.

Двойной удар

После войны воспитательной работе в армии стало уделяться большое значение. В 1967 году в СССР было открыто сразу 8 военно-политических училищ, в задачу которых входила подготовка будущих замполитов. Курсанты данных училищ получали не только военное образование, но и гражданскую специальность, как правило, «учитель истории СССР и обществоведения».

В задачи замполитов входила как общегосударственная подготовка военнослужащих, их политическое образование, так и пресечение неуставных взаимоотношений в частях, обеспечение нормального микроклимата в коллективе.

К моменту распада СССР существовало 11 высших военно-политических училищ, а также по одному подобному заведению в структуре КГБ и МВД. В 1992 году в связи со сменой государственного строя целенаправленная подготовка политработников была прекращена, а должность замполита переименовали в заместителя по воспитательной работе.

Отсутствие квалифицированных кадров, которые перестали выпускаться училищами, привело к тому, что эти должности стали занимать как выпускники обычных военных училищ, так и офицеры-срочники, выпускники военных кафедр гражданских вузов.

В результате воспитательная работа с солдатами, чей образовательный уровень в новой России резко упал, практически сошла на нет. Итогом этого стал рост неуставных взаимоотношений и низкая дисциплина в армии.

Понимание того, что со специалистами по воспитательной работе поступили как минимум неумно, пришло в 2002 году, когда в ряде военных университетов была возобновлена подготовка офицеров-воспитателей.

Первые выпускники по специальностям «военно-специальная работа», «педагог-психолог», «морально психологическое обеспечение войск» появились в подразделениях в 2007 году, а всего через два года по офицерам-воспитателям был нанесён новый удар.

Тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков посчитал воспитательную работу в армии излишней.

В 2009 году в рамках реформы было сокращено до 70 процентов должностей офицеров-воспитателей. В 2010 году был понижен статус Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны РФ. ГУВР был преобразован в управление при Главном управлении кадров Минобороны, а около 40 процентов его штатных должностей переведено из офицерских в гражданские. Данные решения вызвали крайне негативные оценки среди военных экспертов.

Теперь генералу армии Шойгу придётся восстанавливать разрушенную систему фактически с нуля.