Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет. Что делать, если двухлетний ребенок дерется Что делать у двухлетнего ребенка

Дети в этом возрасте становятся очень подвижны, любознательны и превращаются в настоящих маленьких собеседников. Такие дети часто уже демонстрируют свой характер и даже имеют своё мнение.

Физическое развитие

В этом возрасте вес мальчиков составляет около 12 кг. 700 гр., а вес девочек составляет около 12 кг. 200 гр. Рост мальчиков составляет около 88 см., рост девочек составляет около 86 см. Двухлетние дети очень любят играть в подвижные игры, стремятся побегать и попрыгать. Они с успехом преодолевают препятствие высотой 15 – 20 см, чередующимся шагом. Дети 2 лет могут частично самостоятельно одеваться, например, с успехом надевают шапку, колготки, ботинки без шнурков.

Нервно-психическое развитие

Ребёнок 2-х лет хорошо понимает простой рассказ взрослого, например о событиях прошлого. Он уже может употреблять в разговоре предложения, состоящие из трёх слов, в том числе используя прилагательные и существительные. В игре малыш воспроизводит ряд простейших, логических действий. Он с удовольствием строит башню из нескольких кубиков или собирает пирамидку. Многие дети знают наизусть детские небольшие стихи и песенки. Ребёнок может различать основные контрастные цвета и знать их названия. В этом возрасте маме уже не нужно кормить ребёнка самой, он самостоятельно ест ложкой и пьет из кружки. У двухлетнего малыша очень хорошо развита моторика. Двухлетние дети проявляют интерес к рисованию, конечно первые рисунки ещё напоминают неразборчивые линии, штрихи и пятна.

Питание

Питание ребёнка двух лет значительно отличается от рациона годовалого ребёнка. Старайтесь, чтобы в рационе малыша были все необходимые продукты. Ребёнку в возрасте 1,5 – 2 лет необходимо употреблять около 1400-1500 ккал в сутки. В этом возрасте, в зависимости от аппетита ребёнка, можно организовать четырёх или пяти разовое кормление. Желательно чтобы между приёмами пищи проходили примерно равные промежутки времени (около 3 – 4 ч.). Блюда, которые предлагаются ребёнку, должны проходить уже не такую тщательную предварительную механическую обработку, поэтому старайтесь приучать малыша тщательно пережёвывать пищу.

Режим дня

Старайтесь соблюдать режим дня. Вашему подвижному малышу необходим отдых, а питание в определённые часы только будет способствовать хорошему аппетиту. В возрасте 2 лет ребёнку нужен 12,5 - 13,5 часовой сон. Не забывайте укладывать спать ребёнка и днём. Достаточно одного дневного сна длительностью около 2,5 часов.

Уход за ребёнком

Обязательно приучайте малыша следить за своей гигиеной. Он с Вашей помощью или даже иногда самостоятельно может умываться, чистить зубы и причёсываться. Детская мебель должна соответствовать росту ребёнка, это способствует формированию правильной осанки. Стол должен стоять так, чтобы на него падало много света. Не забывайте о том, что малыш уже может проводить за ним достаточно времени, поэтому родителям надо позаботиться о его зрении. За столом ребёнок должен сидеть так, чтобы его спина опиралась на спинку стула, ноги были согнуты под прямым углом в коленях, а локти свободно опирались на крышку стола.

Старайтесь достаточно гулять с малышом. Свежий воздух особенно нужен детскому организму т. к. его обменные процессы протекают более активно.

Здоровье

В возрасте 2 лет ребёнка нужно показать для профилактического осмотра стоматологу и педиатру.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Елена 16.08.2016 19:47





Елена 16.08.2016 19:47
Человек начинает развиваться с момента зачатия.
Поэтому нужно направлять развитие ребенка еще с момента зачатия. Ведь он уже в мире, который он уже начинает познавать.
Что такое детство? Детство - это период развития, развития как тела, так и ума, чувств, способностей. Духовный и интеллектуальный рост в этот период такой же интенсивный, как и физический. Уже сформированные качества труднее исправить, чем развивать. С возрастом человеку все труднее учиться.
Детство - это самое благоприятное время развивающих игр, кружков, учебы. Конечно, не переусердствуя, не насильно, а с удовольствием. Даже животные учат своих детей с младенчества соответствующему промыслу, выживанию, но все, заметьте, в игре. Помню, как в детстве меня захватывали игры про города, цвета, буквы, животных, растения и другие познавательные игры; игры на ловкость, где нужно пробежать нетронутым или поймать кого-то; игры на меткость, где нужно поймать предмет или попасть им в нужное место и другие физически развивающие игры, игры, развивающие логическое мышление, где нужно, например, поставить предметы или слова в определенной последовательности. Сколько удовольствия и пользы получает ребенок во время игры, положительных эмоций, что благоприятно влияет на общее его развитие и здоровье. С каким восторгом я бежала на танцевальный кружок! И как я сейчас жалею, что родители не записали меня в музыкальную школу, но благодарна им за то, что записали в художественную. Разумеется, нужно следить за гармоничностью потребностей и возможностей. Немаловажно и время для отдыха, как физического, так и интеллектуального, расслабления. Для этого подойдет и просмотр доброго детского кино, мультфильма, и добрый юмор, прогулка и общение с родителями в парке, в лесу, на речке, и добрая сказка на ночь. Добрые сказки развивают у ребенка чувства любви, сострадания, справедливости, способность анализировать поступки и делать выводы. Правильное со стороны родителей тесное общение с ребенком, появления любви развивают любовь, доверие, близкие отношения. Со сверстниками - коммуникабельность. Уход за животными развивает благородные чувства и качества: милосердие, бескорыстие, ответственность, способность оказать помощь и т. д.
Нельзя пускать детство на самотек. Ребенок обладает огромным потенциалом, энергией, и он все равно их использует, и если не на пользу, так во вред. Поэтому нужно помочь ему выбрать правильную станцию для использования этой энергии. И сделать или выбрать эту станцию намного интересней для него, чем станция во вред.
О значимости занятий для больных детей с ДЦП: если с ребенком с диагнозом ДЦП не заниматься регулярно, целенаправленно, методично и ежедневно физкультурой и развивающими играми с рождения, он не то, что останется на этом уровне, он будет деградировать, косточки срастутся, мышцы и мозг атрофируются. А если заниматься - то есть шансы на исцеление, во всяком случае, на развитие.
Елена Павлюк. Полонное. 16.08.2016.

Ирина 30.05.2016 15:53
Мой сын в 2 года знает цифры, буквы, формы, цвета, считает до 20, читает короткие слова, кушает сам, пьет, знает право и лево да много чего еще умеет и знает. Я ни единого дня не занималась с ним, он сам меня просит дать книжки, буквы, посчитать с ним. Все между делом и все играючи. Я просто покупаю нужные игрушки и книжки.

Алиса 21.08.2015 12:21
Вот очень хорошая и подробная статья про развитие ребенка в 2 года Мне очень понравилась статья. Может кому-то тоже будет интересно, прочитайте

Людмила 28.03.2015 21:20
Мне 56 лет,я педагог по образованию и призванию,вырастила 2-х сыновей,оба плавали с рождения,и это прекрасно,они не только хорошо плавают,но и никогда не захлебываются-рефлекс остался,вода в лицо-дыхание прекращается.Я в детстве не боялась их оставить у воды,и сейчас они в море плавают километры,а не стоят в грязной воде у берега.Старший научился читать в 3 года,школу окончил в 15 ,участвовал во всех олимпиадах-по собственному почину-и часто выигрывал, ходил в музыкальную школу-тоже по своей инициативе,затем окончил хороший вуз,куда он поступил без всяких репетиторов-я сама занималась с ним, а курсы стоили 5 тысяч долларов,сейчас-успешный человек,увлеченный своим делом.Были и юношеские ошибки,и конфликт с родителями-хотелось полной свободы,а когда получил,оказалось,что обязанностей тоже весьма много.Оба мои сына прекрасно готовят и делают это регулярно,все домашнее хозяйство они ведут сами-мама много работала в школе,пришлось научиться всему-и это тоже плюс,но с 5 лет они сами полностью убирали квартиру и могли приготовить простую еду.Младший в 6 лет вставал в 7 утра и чистил картошку на всю семью-ему очень хотелось нас обрадовать,а мы его благодарили,и он был счастлив.Младший родился с диагнозом Парез Эрба-правая рука была парализована-родовая травма,пострадала вся правая сторона,легкая форма ДЦП.Мне в роддоме сказали,что ходить будет плохо,говорить еще хуже,развитие с отставанием.Я так организовала нашу жизнь до года,что ребенок все время,пока не спит,то плавает в ванной,то делаем сами массаж,то качаем на колоцах-как спортсмены-гимнасты.Буквы повесила в 6 месяцев,учила словам и буквам сразу.В год пошел,в 2 начал читать,в 4 сел сам за фортепиано и заиграл.Сейчас заканчивает консерваторию-пианист.От травмы не осталось ничего.Рука немного слабее,чем нужно супер профессионалу, но он столько работает,изучил столько методик,
восточные гимнастики, медитации,что смог почти все компенсировать,готовится в аспирантуру.Если не поступит-в армию,т.к. я со всеми медицинскими документами не смогла доказать,что он должен не служить-нет никаких отклонений от нормы,здоров.В школу пошел в 6 лет во 2 класс- в первом делать было нечего,с 6 класса занимался на экстернате,2 раза в неделю сдавал по 7 предметов,объясняла науки я сама,к 8 классу научился самостоятельно по книгам учиться-это огромный плюс-самостоятельно без педагогов постигать школьную программу,сейчас это самостоятельный,культурный,хорошо образованный молодой человек,хороший любящий сын,думаю,будет прекрасным родителем.

Ольга 11.03.2015 15:46
Дорогие, мамочки... вот читаю ваши комментарии и мне становится жалко ваших детей. Зачем нужно ребенку в 2 года английский язык? Да, я согласна дети все разные, одни все схватывают на лету, другим нужно время. Я, бабушка, у меня трое взрослых детей, трое внуков. И знаете в мое время, не было возможности помногу заниматься с детьми, не было не айпада, не айфона. И что, дети мои выросли, получили все высшее образование и руководят крупными организациями. Так, что мамы, дайте вашим детям побольше оставаться детьми...

Анастасия 05.03.2015 23:26
да уж, ребенок так разбирается в ноутбуках и телефонах, да еще обложен развиающими игрушккми, что ему конечно некогда изучать цвета и стихи!!! Дорогие мамы, вы бы не подсаживкли детей с такого раннего возраста на гаджеты, а то ведь и зрение может испортиться, и заниматься большн ничем они не захотят, в том числе играть и гулять

мээрим 31.01.2015 22:09
Всем привет. Читаю я тут все и удивляюсь. Или я отсталая или мой ребенок заторможен. Нам 1.9 мы сами понемногу едим, пьем из чашки это да, просится в горшок сама, просит ручку и рисует каракули, ну и говорит папа,мама, дай, ням-ням, чай и т. д. но как пишут некоторые мамы что ребенок в этом возрасте знает алфавит, различает цвета включая оранжевый, фиолетовый и т. д, различает куб, трапецию и т.д и все такое остальное, мне кажется это что то из мира фантастики.
Я тоже читаю ей разные потешки покупаем ей разные развивающие игрушки, но все что пишут некоторые мамы это точно что то не из нашего мира. Она у нас умная знает что когда нажимаешь на клавиатуру ноутбука он печатает буквы, с умным видом сидится и начинает нажимать на все подряд.
очень хорошо разбирается в телефонах сотовых, причем выбирает который подороже. Отлично разбирается в моем телефоне, сама находит тома,и кормит его, купает, гладит, знает что он ее повторяет, и покупает ему еду, если что то не нравиться знает что надо нажать крестик, никто ее целесообразно этому не учил, как умеет все это делать сами удивляемся. причем играет во все игры которые там есть умеет стрелять и в шарики и находит счастливые лица. может сама
найти фото и видео, поставит музыку, если песня не нравится нажимает next. но считать до 50 как некоторые дети мы увы не умеем.

Наталья 23.10.2014 00:02
Девушки, хотелось бы прокомментировать высказывания многих по поводу того, что надо дать ребенку детства, что матери детей, умеющих рано читать и считать тешат свое самолюбие. Это далеко не всегда так. Моему ребенку 2,3. Я не знаю, как, но он выучил весь алфавит к 1,10. Ему это очень нравилось. Он и сейчас очень любит играть в магнитные цифры и буквы, считает до 20 и обратно. Это ему нравится и поэтому он этим занимается. Кто-то прыгает с 10-й ступеньки вниз головой, а кто-то стоит и считает счеты по 50-му разу. Все дети разные. Поверьте, никто не учил моего ребенка Чуковскому, но в 2 он наизусть рассказывал муху-цокотуху и еще пел кучу песен.... потому что слышал их от меня, а муху просил на ночь почему то!!! Это его особенность!!! Так что это разные модели развития детей, а я просто наслаждаюсь, глядя на него и играю(много) с ним. А все остальное-сам!

олеся 27.03.2014 13:06
моему ребенку 2 годика исполнилась, он уже знает весь алфавит и рассказывает стишки.

Истерика у ребенка 2-х лет – это не редкость, к сожалению, данное состояние малыша возникает по причине сильного нервного возбуждения. В этом состоянии ребенок не может совладать со своими эмоциями, и выражает их в крике, плаче, падании на пол и так далее.

Каждый ребенок проходит свой путь к формированию взрослой самостоятельной личности. Кто-то спокойно перерастает возрастные кризисы, кто-то сложно воспринимает любые родительские правила в воспитании. могут возникать в разные возрастные периоды. Но в 2 года они проявляются специфически, и имеют определенные причины, на которые стоит обратить пристальное внимание.

Родителям важно понимать, что именно называется истерикой. В медицине принято считать это состояние непроизвольным, то есть не специально организованным явлением. Нервная система малыша не выдерживает стрессовой для него ситуации, и возникает истерическое поведение. В этом состоянии маленький человек не способен адекватно воспринимать слова, обращенные к нему и уговоры. Самостоятельно он успокоиться не может. Иногда даже требуется применение успокоительных препаратов, чтобы вернуть маленького пациента к адекватному поведению.

Каприз – произвольное поведение, когда малыш самостоятельно решает закатить истерику для осуществления манипулирования над взрослыми. Такое поведение возникает в ответ на отсутствие желаемого предмета или события, поведения родителей.

Нужно отметить, что каприз иногда возникает и неосознанно, когда данная форма поведения уже закрепилась в сознании ребенка, как путь к достижению цели. Поразительно, но, несмотря на крики, слезы и посинение малыша в случае сильного плача, он сразу же успокаивается после достижения своей цели и получения желаемого.

Каприз по внешним проявлениям очень похож на настоящую «медицинскую» истерику. Бывают случаи, когда произвольный каприз перерастает в неконтролируемую истерику. Проявляется это состояние через крик, визг, плач, топот ногами, катание по полу. Также могут быть дергание, трепание взрослых за руки, «истерический мост», судороги, царапание лица. Также для истерики характерны длинные периоды между вдохами, в результате чего у ребенка слегка синеет носогубной треугольник, но после вдоха дыхание восстанавливается.

Причины истерики у детей 2-х лет

Когда детки достигают 2-хлетнего возраста, у них начинают проявляться определенные желания, навыки, интересы. Но в этом возрасте они еще не могут четко их определить для себя и окружающих. Возникновению истерик способствуют такие причины:


Причин истерическим проявлениям много, но что же делать, когда все больше развивается истерика у ребенка 2-х лет? Некоторые говорят оставить его в таком состоянии наедине с самим собой, другие утверждают, что обязательно нужно поговорить с ним, успокоить.

Третьи убеждены, что правильное и своевременное наказание закончит подобное поведение раз и навсегда. Как решить эти проблему и ночные истерики малышей, помогает понять педиатр Е. Комаровский. Рассмотрим его рекомендации, как успокоить ребенка в 2 года от истерики.

Успокоение истерики у малышей 2-х лет

По мнению доктора Комаровского существует основных две причины проявления истерического поведения:

  • медицинская – у малыша еще не достаточно сформировалась нервная система;
  • социально-психологическая – у ребенка не выработана привычка выражать свои негативные эмоции социально приемлемым способом.

Для родителей важно: Ребенок даже в аффективном состоянии хорошо чувствует настроение и эмоциональное состояние родителя. Если родитель взвинчен, готов в ответ кричать на малыша, то успокоения не получится, будет только хуже. Родителям вовремя нужно успокоиться самим, чтобы помочь успокоиться ребенку.

Для установления контакта с малышом и обеспечения его спокойствия потребуется помнить о нескольких важных моментах:

Для прекращения показательного выступления эффективными будут психологические техники:

Важно иногда отрезвлять малыша, чтобы он учился успокаиваться самостоятельно.

Профилактика истерик

Истерики перед сном и во время сна заслуживают отдельного внимания. Если перед сном они еще могут быть манипулятивными (чтобы не идти спать, например), то во время сна истерика свидетельствует о нарушениях в работе организма. Это могут быть нарушения в работе нервной системы, а также физиологические отклонения, о которых он сказать не может, но они беспокоят его болевыми ощущениями.

Чтобы не допустить ночные истерики у детей 2-х лет, важно не показывать перед сном мультиков с плохими, агрессивными героями, не переедать, не кушать много сладкого, не перевозбуждать малыша, активно с ним играя.

Когда среди ночи просыпается малыш с истерикой, лучшее средство успокоения буде прижимание его к себе и глоточек водички.

Предотвратить проявление истерического поведения можно:

  • соблюдая режим сна и отдыха;
  • обеспечивая качественный сон;
  • не допуская чрезмерных и ярких эмоций в течение дня;
  • общаясь с ребенком, в этом общении он учится выражать свои желания словами, понимать свои потребности и родителя;
  • пресекая начало истерики, договариваться с малышом, чтобы он понял, что его мнение учитывают, а его самого любят и понимают;
  • беречь психику ребенка от раздражающих факторов.

Родителям малышей, склонных к истерике, важно сдерживать свои эмоции, чтобы вовремя остановить назревающий эмоциональный всплеск маленького члена семьи.

Развитие малыша двух лет напрямую зависит от стараний и степени внимания, оказываемого его родителями. Наиболее заметный прогресс имеют дети, чьи родители постоянно занимаются с ними, а также те, у кого есть старшие братья и сестры. Но что считается нормой и, что должен уметь ребенок в 2 года?

В большинстве случаев родители следят за физическими показателями, к которым относится рост и вес. Физиологическое развитие – индивидуальный процесс, обусловленный различными факторами, генетическая предрасположенность, питание, бытовые, климатические условия, экология и так далее. Российские и международные педиатры вывели усредненные нормы физиологических параметров для детей на каждом этапе развития.

По российским нормам девочки приблизительно должны соответствовать следующим параметрам:

  • Рост – от 80 до 90,5 сантиметров;
  • Вес – от 10 до 14 килограмм.

Мальчики:

  • Рост – от 83 до 93 сантиметров;
  • Вес – от 11 до 14,5 килограмм.

Нормы развития по параметрам Всемирной Организации Здравоохранения:

  • Девочки ростом от 80 до 93 сантиметров и весом от 9 до 14 килограмм;
  • Рост мальчиков – от 83 до 94 сантиметров при весе от 10 до 15 килограмм.

К физиологическим параметрам относятся и соотношение головы и грудной клетки к туловищу. Несоответствия в физиологии рассматривается врачами, а какие-либо отклонения могут диагностироваться только педиатром и эндокринологом.

Нормы физического развития

Приобретение определенных физических навыков у ребенка в 2 года зависят от того, какой образ жизни ведется в семье и степени активности малыша. Основным отличием двухгодовалого, к примеру, от годовалого является целенаправленное перемещение в пространстве.

Инстинкты и рефлекторные сенсоры отходят понемногу на второй план. Теперь у него в приоритете направление своих действий в конкретное, нужное для него русло. Что умеет ребенок в 2 года в физическом плане?

  1. Легко подниматься и спускать по лестнице. Некоторые малыши даже могут перепрыгнуть через одну ступеньку. При этом спуски и подъемы совершаются в любой плоскости.
  2. Ходят по невысокой полосе, бревнышку, стараясь держать равновесие.
  3. Они способны перешагнуть через невысокий барьер.
  4. Совершают невысокие прыжки.
  5. Могут пнуть мяч ногой, попадая точно по нему.
  6. Они уже уверено совершают повороты и пятятся назад.
  7. Совершать небольшие пробежки. При этом он легко переходит с шага на бег.
  8. У них проявляется неповторимое чувство ритма, потому нередко можно увидеть, как кроха с удовольствием пляшет под энергичную музыку.

Преследуя свои цели, ребенок может с легкостью подняться на детскую горку и спуститься с нее. Он уже свободно передвигает стул, чтобы добраться до цели. Может преследовать кису и так далее.

Координировать свои движения получается еще не в полной мере. Они также плюхаются на «пятую» точку. Чтобы удержать равновесие нередко расставляют руки в стороны. Некая неповоротливость в движениях может продолжаться длительное время, но с каждым разом его движения становятся более уверенными.

Однако в 2 годика ребенок уже умеет управлять обеими руками. Он может поймать мячик с небольшого расстояния. Это время, когда он может сам рисовать и лепить простые формы из пластилина, лепного теста в виде колобков и колбасок. Оптимальный период знакомства с ножницами и работы с ними. Все манипуляции с ножницами должны осуществляться строго под наблюдением взрослых.

Упражнения для физического развития

Советы по физическому развитию в этом возрасте больше направлены на укрепление мышц спины, ног, а также укреплению костей. Кроме того, при грамотном подходе опорно-двигательный аппарат будет сформирован в последующем правильно. Ежедневно можно заниматься, используя три или четыре упражнения, по 15 минут для каждого.

  • Детям второго года жизни жизненно важно учится сохранять равновесии. Не нужно ставить его на возвышенность. Достаточно расстелить на полу кусок небольшой по ширине ткани или бумаги и попросить ваше чадо пройтись по нему, не заступая за край. Процесс должен осуществляться в игровой форме. Можно использовать его любимые вещи, игрушки.
  • Следующее упражнение направлено на развитие не только определенной группы мышц, но соревновательного духа. Сбор урожая в виде кубиков, разбросанных игрушек, пластиковых или деревянных фруктов и овощей. Попросите малыша за определенное время собрать предметы в корзиночку. В процессе игры, он будет совершать приседания и наклоны.

Когда он освоится в этой игре, можно усложнить задачу, и попросить его собрать предметы определенного цвета или фрукты или только овощи и так далее.

  • Повторение движений животных, птиц и природы в целом. Можно попросить, чтобы он показал, как растет дерево, бежит ручей и так далее. Это оригинальные занятия на познание мира, себя. К тому же отличный способ посмеяться и весело провести время.
  • Игры с мячом или фитболом подходят любому возрасту. Пинать ногами, кидать руками, ловить, выбивать и так далее. Совет: на начальном этапе при игре футбол лучше всего ходить, а не бегать.

Вербальное развитие

У детей двух лет происходит резкая смена речи. При этом положительная динамика постоянно прогрессирует. Некоторые малыши могут повторять за взрослыми небольшие стихотворения в 2-3 строчки. Другие, выговаривают только папа и мама.

Речевое развитие сугубо индивидуально. Не такая редкость, когда дети начинают говорить только к четырем годам. Замечено, в семье с двумя и более детьми, младшие начинают говорить раньше, и произносят звуки гораздо чище.

В среднем словарный запас ребенка в этом возрасте содержит около пятидесяти слов. К трехлетнему возрасту, он полоняется примерно, до двухсот слов. Коверканье звуков и слов с заменой местами слогов, опусканием звуков, в данный период является нормой. Например, он может говорить ни «минералка», а «генералка», ни врач, а «грач».

Если у детей в 3 года главным вопросом становится «Почему», то в два – «это что?». Чаще всего дети в этом возрасте говорят про себя в третьем лице, называя свое имя или без него. Он пытается составлять смысловые предложения, состоящие из 3-5 слов.

Он знает название некоторых животных, например, собака или кошка. При этом называет он их ласкательными, уменьшенными именами, «собачка», «киса».

Обращаясь непосредственно к близким, называет их по имени. Значит, он уже осваивает прямое обращение.

Он знает названия большинство потребляемых им блюд и напитков. Например, чай, молоко, сок, каша, суп и так далее.

Умения и навыки детей в речевом плане выражаются в первоначальных отличиях, антонимах. Например, кроха понимает понятие большого и маленького, высокого и низкого. Он также вполне может выполнять простейшие просьбы. Например, подать полотенец, стакан и так далее. Он способен показать на картинках знакомые предметы.

Упражнения для развития речи

Это прекрасный момент, чтобы познакомить свое чадо с миром сказок, стихотворений для самых маленьких и прочими интересными историями. Не стоит делать поблажку малышу, упрощая слова и говоря с ним на одном языке. Потому выбор остается за произведениями, предназначенными для самых маленьких. Там все описано простыми и доступными для его понимания словами.

Нелишним будет дать и разъяснения, если он что-то не понял. Читать нужно с выражением, четко и внятно, равно как и разговаривать. Возможно, на данном этапе это будет для него сложно, но именно так он узнает не только много слов, но и научится говорить правильно.

Уже в этом возрасте можно разучивать с малышом отличительные особенности, которые пригодятся в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. К примеру, читая сказку, можно сказать, что заяц всего боится, значит, он трусливый. Лиса — хитренькая, медведь – неуклюжий и косолапый и так далее.

Альтернативным вариантом, когда у родителей не хватает времени, выступают аудиокниги и детские песенки.

Одним из самых действенных способов является мотивация общения. Ее можно вызвать простыми вопросами. Например, попросить малыша рассказать, как прошел его день, чем он занимался. При этом необходимо давать ему время, чтобы он мог сформулировать свой ответ.

Многие родители забывают делать упражнения для артикуляции, способствующие улучшению произношения. Своеобразная гимнастика научит ребенка чувствовать свой язык, губы, небо:

  • Посылать друг другу воздушные поцелуи;
  • Пробовать удержать на кончике языка конфетку;
  • Имитировать звуки знакомых предметов, сжимая, разжимая и вытягивая губы.

Это лишь простейшие упражнения, которые должны быть преподнесены малышу в игровой форме.

Мелкая моторика — ее значение, упражнения

Развитие ребенка в 2 года подразумевает овладение навыками, связанными с мелкой моторикой. Именно она напрямую влияет на формирование речи и правильное произношение слов, звуков. Кроме того, она отлично стимулирует мышление.

Малыши второго года жизни должны уметь:

  • Держать в руке карандаш, ручку и рисовать «абстрактные рисунки» — каракули;
  • Использовать крупные бусинки, нанизывая их на нитку;
  • Наливать воду в кружку и переливать ее в более объемную емкость;
  • Расстегивать и застегивать замок-молнию, а также пытаться застегнуть пуговицы.

Современные производители детских игрушек предлагают огромный ассортимент специализированного товара, направленного именно на развитие мелкой моторики у детей. Отличаются они своими безопасными материалами и качеством изготовления, а также делению по возрастным группам. Для каждого возраста имеется свои развивающие игрушки.

Родителям же можно выполнять несколько упражнений с детьми.

  1. Катание пальчиками бусинок, камешков и других мелких предметов по поверхности. Нужно поочередно менять палец.
  2. Пальчиковые танцы по столу, хождение. Нужно поочередно менять руки и увеличивать скорость перемещения.
  3. Рисование, в том числе и пальчиками, лепка, игры в пазлы-вкладыши, шнуровки, логические конструкции с отверстиями.

Познание мира, эмоции и социум

В этом возрасте детки уже не прячутся за мамину юбку, а с удовольствием могут пойти на контакт, особенно со своими сверстниками. Но существует разница между социальным и эмоциональным развитием девочки и мальчика.

Девочки более спокойны и уравновешены, в то время как мальчики подвижны и более проворны.

У маленьких представительниц слабого пола очень развито воображение. При этом они могут подолгу заниматься одним делом. Мальчишки же, терпеть не могут длительные занятия. При этом длительность у них означает больше пяти минут. Они не особо интересуются творчеством, что, несомненно, влияет на речь на ранней стадии развития вербального общения.

Девочки особо зависимы не только от мамы, но и от мнения взрослых. Будущим «воинам» все равно, что о них подумают окружающие и стараются проявить самостоятельность, как можно раньше.

Оценка взрослых тоже отличается в зависимости от пола ребенка. Если нужно понравиться девочке, то необходимо сделать ей комплимент, позволить поиграть со своей вещью и угостить вкусненьким. А вот с мальчиком придется поиграть и в войнушки, и в пираты, а еще научить чему-то новому, мужскому.

Одинаково у них одно, оба в этом возрасте осознают половую принадлежность. Мальчики носят брюки, шорты, а платье и юбочки надеть не могут. Девочки же наоборот предпочитают платья и понимают, когда они вырастут, будут похожи на маму.

Взрослым нужно знать, что дети в этом возрасте эмоционально восприимчивы. Потому любое их начинание нужно поддерживать своим одобрением, похвалой. Им нужно помогать решать конфликтные ситуации, так как именно сейчас они приобретают первый опыт социального общения.

Капризы ребенка обусловлены тем, что примерно до пяти лет они просто не способны контролировать свое внимание, память и мышление. Он не может описать не свое эмоциональное, ни психологическое состояние. Они очень быстро перенимают поведение окружающих, потому важно, чтобы вокруг него создавались благоприятные, положительные условия.

Мастерство самообслуживания и поводы для беспокойства

Вроде бы это уже и не беспомощный младенец, но в тоже время, назвать его большим тоже не получается. Однако общие навыки того, что он самостоятельно может делать, все же есть.

Он может кушать ложкой, мыть сам руки и умывать лицо. Пытается чистить зубы, правда, под присмотром родителей. Он помогает по хозяйству, чувствуя себя приобщенным к семейным делам. Он способен сам надеть на себя некоторые вещи.

  • Если ребенок не реагирует на просьбы или относится к ним не совсем нормальным образом;
  • Если малыш в 2 годика не пытается произносить слова;
  • Если он не пытается общаться с другими детьми.

Однако это может быть обусловлено плохим самочувствием, воспалительными процессами. Несмотря на обилие информации, диагностировать любое заболевание самостоятельно, противопоказано.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама , мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.