Могут ли шашки ходить и бить назад. Правила игры в шашки

Ваш малыш-дошкольник уже достаточно подрос и при этом вполне усидчив для занятий настольными играми? Расскажите ему, как играть в шашки. Новое увлечение поможет развить интеллектуальные способности, что будет способствовать предстоящей хорошей учебе.

Шашки - увлекательная настольная игра

Всем известно, что видами спорта являются не только подвижные, но и настольные игры - шашки и их возникновения уходит своими корнями в далекое прошлое. Одни историки полагают, что их придумал воин Греции Паламед во время десятилетней осады Трои, а другие верят в египетское происхождение этой старинной забавы. В результате раскопок археологи находили похожие по внешнему виду наборы из досок с ячейками или квадратами и круглых фишек на территории Киевской Руси, Швеции, Норвегии и многих других стран. Это означает, что шашки уже очень давно пользовались особой популярностью ввиду своей простоты и одновременно необходимости обладать довольно-таки острым умом, дабы овладеть этой, можно сказать, наукой. И в наше время данная настольная игра увлекает всех - от мала до велика. Примечательно, что выпускаются даже мини-шашки небольшого размера, предназначенные для полезного времяпровождения во время путешествий, при этом фишки имеют специальные ножки для прочного крепления на игровом поле.

Виды шашек

Исторически сложилось так, что в каждой стране это увлечение приобретало со временем свои отличительные особенности. Как играть в шашки, например, по-армянски или по-бразильски? Познакомимся с правилами некоторых стран:

Международные . Правила схожи с русской игрой, но при этом игровое поле состоит из ста клеток (10 на 10). Дамкой может стать только та шашка, которая закончила бой на одном поле (что, например, невозможно при длинном наборе ходов при побитии противника).

Английские . Игра во многом аналогична русским шашкам. Отличия заключаются в запрете бить в обратном направлении и требовании нахождения дамок только в одном игровом поле.

Армянские . Шашки движутся не по диагонали, а в перпендикулярном направлении, пересекая разные по цвету клетки. Так же, как и у английских, имеется запрет уничтожать фишки противника ходом назад.

Бразильские . Правила, как у международных, а игровое поле - как у русских: 8 на 8 клеточек с 12 фишками у каждого противника.

Испанские . Действуют бразильские правила, но шашки расположены на белых ячейках при повернутом на 90 градусов игровом поле. Нельзя бить назад.

Основные правила игры в шашки (русские) для простых пешек

Ознакомимся с основными принципами, которыми нужно руководствоваться при движении фишек по полю, битью по противнику и превращению в дамки. Обратите особое внимание на отличительные особенности игры, когда меняется статус у шашки. Правила заключительного этапа (после появления дамок) приобретают другие условия и описаны далее в статье.

  1. Игровая доска такая же, как и шахматная, и состоит из 64 чередующихся по цвету квадратов (8 по горизонтали, 8 по вертикали).
  2. У каждого противника имеется по 12 шашек, которые первоначально расставлены в три ряда на черных ячейках.
  3. Сгиб на доске является разделительной линией полей игроков.
  4. Ходы делаются поочередно в диагональном направлении только по ячейкам темного цвета.
  5. За один прием можно одновременно побить (снять с доски) несколько шашек противника, если они расположены так, что между ними имеются свободные клетки для ходов.
  6. Направление движения может меняться (вправо, влево). Обратный ход может быть только в случае битья противника.
  7. Все пораженные фишки снимаются с доски только после завершения хода.

Правила заключительного этапа игры

  1. Превращение в дамку возможно при достижении противоположного ряда (начального для противника). Обычно фишка переворачивается, но иногда в игровом комплекте бывают специально маркированные элементы соответствующего цвета.
  2. Дамка имеет право двигаться на любое количество ячеек в любом диагональном направлении.
  3. Отказа в битье противника от дамки быть не должно, поэтому, благодаря такому правилу, «коронованные особы» часто попадают в ловушки.
  4. Выигрывает тот игрок, кто забирает все шашки противника или же создает ситуацию, при которой тот не может сделать ни одного хода.
  5. Ничья определяется после троекратного повторения одних и тех же ходов и невозможности совершить другие.
  6. Запись партии проводится при помощи определения местонахождения ячеек путем нанесения на доску возле каждого квадрата цифр по левой вертикальной линии доски и букв по нижней горизонтальной линии.

Варианты правил

Но наши люди любят отступать от стандартов, поэтому в простом обиходе часто возникают некоторые интересные интерпретации унифицированных правил игры в русские шашки. Особенно фантазируют дети. Наверняка многие вспомнят о чудаковатых «поддавках», когда цель игры - не побить противника, а как можно быстрее проиграть, подставляя под бой свои фишки. Как играть в шашки, следуя таким "правилам"? Вариантов - множество! Вот некоторые из них:

Ставропольские . В игре участник может в порядке своей очереди делать ход не собственными фишками, а противника.

Столбовые . По полю двигаются шашки, под которыми находится подбитый трофей противника.

Самоеды . По правилам бить требуется не только шашки противника, но и свои.

Как играть в

Эта настольная игра значительно отличается от традиционной, как правилами, так и содержанием. Во-первых, сразу же бросается в глаза внешний вид доски, которая имеет форму шестиконечной звезды. Во-вторых, шашки заменяются фишками. При этом в игре могут участвовать от двух до шести игроков (максимально - по количеству используемых цветов). Каковы правила игры? Шашки располагаются на вершинах звезды, их количество зависит от величины поля и колеблется от шести до десяти. Начинает движение самый «яркий» игрок. Далее очередность меняется по часовой стрелке. Цель - достигнуть противоположного конца звезды. Согласно правилам, двигаться можно в любом направлении, перепрыгивая при этом чужие фишки, за которыми есть свободная ячейка. Кто первым достиг требуемой цели - тот и победил.

Не правда ли, просто и легко понять, как играть в шашки? Попробуйте! И у вас обязательно все получится!

Шашки – игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость и нацеленность на победу. Хорошим возрастом для обучения считается старшая группа детского сада. Именно в возрасте 4 - 5 лет стоит тренировать детей, развивать у них наглядно образную и прогностическую функцию ума, приучать к логическому мышлению. Давайте поговорим в этой статье о том, как научить ребенка играть в шашки с нуля.

Из этой статьи вы узнаете

Польза игры

Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово» или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки.

Эта интеллектуальная игра стимулирует умственное развитие, внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность - качества, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам, в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.

Совет родителям : семейные вечерние посиделки перед телевизором поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

Правила игры

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним короткие веселые стишки.

Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток , окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне:

«Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!»

  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам :

«Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!»

«Знают все: и стар и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!»

  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается , даже если вы подставляете себя по удар:

«Наверно, шашкам не везет,

Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»


«Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!»


«Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка дамкой станет!»

«Чтоб твою дамку не поймали,

Ход ее по всей диагонали!»

  1. Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура .
  2. Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника :

«Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!»

Совет родителям: если вы испытываете трудности при объяснении правил своему чаду, то воспользуйтесь онлайн-курсами по обучению, где специалисты дают не только инструкцию к игре, но еще проводят онлайн-консультации для родителей.

Как научить

Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь. Объясните, что середина должна оставаться свободной для ведения боя, после переходите непосредственно к игре.

На заметку! Попробуйте поиграть с меньшего количества шашек. В первую тренировочную игру их количество можно сократить до 8. Это позволит лучше ознакомиться с правилами и использовать большее количество упражнений.

Добравшись до момента, когда фигуры соперников будут находиться рядом, а клетки сзади будут пустыми, объясните, что, как и в любом бою, пришло время убить противника. Делает первым это тот, чья очередь ходить.

Можно сделать ход назад в том случае, когда можно съесть чужую шашку. Когда кто-то из вас доберется до противоположного края доски, переверните фигуру – теперь это дамка. Для большей наглядности на дамку можно наклеить цветной кружок или картинку, показывая ее значимость и возможность ходить, как ей вздумается: на любое количество клеток как вперед, так и назад.

Обычно ребенок бывает настолько увлечен и сосредоточен, что не видит всей сложившейся ситуации, не замечает опасностей, которые готовит ему противник, не осознает динамики всей игры. Важный навык, которому вы должны научить юного игрока, – просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать возможные ситуации.

Посмотрите полезные советы от педагога по дополнительному образованию Матвеевой Ирины Владимировны.

  • Как бы парадоксально это не звучало, но обучение должно проходить в форме игры . Обычное зачитывание правил ни к какому результату не приведет. Превратите все фигуры в воинов и упражняйтесь в стратегии захвата в плен чужаков или коронуйте на царствование самых достойных рыцарей. Придумывайте каждый день новые истории, участниками которых станут ваши знакомые, друзья, любимые герои мультфильмов или сказок.
  • Не позволяйте малышу переутомляться . Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку, перекус или небольшую прогулку обязательно. Это не только сохранит здоровье, но и не даст игре стать скучной и неинтересной.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка , указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения. Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее. Покажите своему чаду интересный и понятный видеоматериал с великими гроссмейстерами.
  • Не поддавайтесь ! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет. Достаточно лишь изредка дать ему фору, чтобы прибавить уверенности в своих силах. Конечно, проигрыш расстроит малыша, могут даже появиться слезы, но это послужит стимулом для следующих побед. Просто объясните, что проиграть не стыдно и не страшно, стыдно ничего не пробовать, а страшно не стараться сделать лучше в следующий раз.
  • Когда игра в русские шашки будет понятна и доступна, можно сыграть в «Поддавки », «Чапаева », «Уголки ». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны. Когда осилите эти забавы – значит пришло время .

Джентльменские правила

Наличие джентльменских правил – это особенность турецких шашек. Однако использование их в русском варианте игры не только уместно, но еще и вполне оправданно.

  • В знак уважения друг к другу в начале и в конце партии соперники пожимают руки. Таким образом, в начале игры это способствует дружелюбному настрою, а в конце, несмотря на то, что есть победитель и проигравший, снимается напряжение.
  • Отвлекать внимание партнера по игре, подсказывать – строго запрещено. Шулерство, как и всякого рода махинации не в почете в приличном обществе.
  • Играть тихо, размеренно, не швыряя фигурки, переставляя их без лишнего шума – признаки воспитанного человека.
  • Смеяться над проигрышем соперника – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации – признак благородства.

Важные термины

  • Простая – обычная, не являющаяся дамкой шашка.
  • Бортовая шашка – фигура, находящаяся на краю игрового поля.
  • Дамочное поле – последний, 8-й ряд игрового поля.
  • Дамка – фигура, дошедшая до дамочного поля.
  • Ход, или тихий ход – передвижение шашечной фигуры из одной клетки в другую.
  • Ударный ход – ход, при котором происходит захват шашки противника.
  • Поддача – постановка обычной шашки таким образом, чтобы соперник мог ее убить.
  • Размен – ход, при котором оба игрока теряют одинаковое количество фигур.
  • Проходная шашка – шашка, которая при следующем ходе займет место дамки.
  • Прорыв – комбинация приемов, обеспечивающая проход в дамки.
  • Столбняк – поражение дамки определяет очередность хода.
  • Решето – такое расположение фигур, при котором свободные поля чередуются с занятыми через одно.
  • Запирание – шашка находится в таком положении, что закрыта фигурами противника и не имеет хода.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Шашки – настольная игра, отлично развивающая умственные способности, логику и выдержку. В данную игру играют люди различных возрастов, но именно для детей она наиболее полезна. Разрешать малышу играть можно уже с четырёх лет, когда ребёнок начинает осознавать суть игры и готов придерживаться правил.

Обратите внимание! Игра в шашки признана одной из наиболее развивающих игр. У детей развивается логика и стратегическое мышление.

Таблица: необходимые предметы для партии.

В партии принимают участие два игрока. Основная цель поединка – выигрыш.

Он признаётся двумя способами:

  • У второго игрока не осталось фишек на доске.
  • Соперник признаёт самостоятельно своё поражение.
  • Если никто из игроков не может выиграть, то партии присваивается ничья.

    Правила игры в шашки для начинающих детей кратко:

    1. Доска располагается между двумя соперниками тёмным полем с левой стороны.
    2. Выбор пешек определяется жеребьёвкой.
    3. Они размещаются на трёх полях, находящихся ближе всего к игроку (самые первые 3 горизонтальные линии).
    4. Расставляются только на чёрных клетках.
    5. Первым ходит игрок, которому достались шашки белого цвета.
    6. Ход осуществляется по диагональной линии на свободную клеточку.
    7. Различают два типа фишек:

      Простые. Могут ходить только через одну клетку.
      Дамки – перевёрнутые пешки. Когда обычная шашка доходит до последней горизонтальной линии соперника, она становится дамкой.

      Но стоит помнить, что дамка немного отличается от простой пешки, у неё больше возможностей, поэтому стоит знать, как ходит дамка. Она ходит по диагональной линии на любое количество клеточек.

    8. Фишка бьёт другую шашку тогда, когда она перескакивает через неё по диагонали по одной клеточке. Дамке разрешается перескакивать через любое количество клеточек.
    9. Шашечки бьются как вперёд, так и назад. Когда соперник побил, эта пешка снимается с игровой доски.

    Самым распространённым вопросом у новичков является «обязательно ли бить фишку?». Да, часто соперники подставляют одну из своих шашек, заманивая соперника, чтобы побить его пешки. Бить нужно. Это обязательное условие, которое нельзя нарушать.

    Как правильно играть в шашки: правила для новичков:

    • Пешки ходят по очереди.
    • Ход является оконченным, когда игрок убирает руку с шашечки.
    • При прикосновении к пешке, игрок должен сделать ход.
    • Запрещается переставлять, поправлять предметы самостоятельно без согласия второго соперника.

    Правила игры в уголки шашками для новичков

    Игра в уголки шашками – древняя забава. Раньше подобное развлечение называлось «халмой».

    Правила игры в уголки шашками:

    • Изначально размещается доска.
    • Каждый из игроков выбирает цвет.
    • На доске в правом верхнем углу и нижнем левом углу выстраивается «домик» из пешек:

      1-А, 1-В, 1-С, 2-А, 2-В,2-С,3-А,3-В, 3-С (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).
      6-H, 7-H, 8-H, 6-G, 7-G, 8-G, 6-F, 7-F, 8-F (3 горизонтальных ряда по 3 штуки).

    • Далее при помощи симметричных ходов нужно переставить шашечки в «уголок» соперника.
    • Партия является оконченной, если:

      Соперник поместил все свои игровые предметы в противоположный угол.
      Соперник сделал больше сорока ходов, но у него в «доме» осталось две и более фишек.
      Соперник вернул шашечку в угол по истечении совершения сорока ходов.

    Что можно и нельзя делать:

    1. Запрещается ходить несимметрично.
    2. Разрешается ходить только один раз одной фишкой.
    3. Перепрыгивать разрешается как по вертикальной линии, так и по горизонтальной.

    Важно! Впервые данное развлечение появилось в Великой Британии в 1880 году. В оригинале данная партия разыгрывается на доске параметрами 16 на 16 клеточек.

    Правила игры в Чапаева шашками

    Данная разновидность партии была названа так в честь героя Гражданской войны В. И. Чапаева. Она была популярна в Советском Союзе.

    Правила игры поэтапно:

    1. На игровой доске размещаются шашечки в два горизонтальных ряда. Заполняются чёрные и белые клетки.
    2. Щелчком каждый из соперников выбивает фишки противника.
    3. Партия является оконченной, когда на последней горизонтали не останется шашечек.

    Разновидности шашек

    Шашки бывают нескольких видов.

    Обратите внимание! В странах СНГ популярностью пользуются обычные русские.

    Разновидности:

    • Классические русские.
    • Международные.
    • Американские.
    • Итальянские.
    • Канадские.
    • Бразильские.

    Все виды схожи между собой, кроме международных и канадских.

    Таблица: сравнительная характеристика.

    Правила в различных видах:

    • Фишка имеет право бить назад в русских, международных, бразильских, канадских и пул чекерсе.
    • Фишка не имеет право бить в обратном направлении в испанских, португальских, чешских и турецких вариациях игры.
    • Дамка имеет возможность ходить только на одну клеточку в чекерсе и итальянской игре.
    • В испанской вариации шашечки размещаются по диагонали.

    Значение уловных знаков:

    • «!» — неплохой ход.
    • «!!» — неожиданный ход.
    • «+» — выигрыш.
    • «=» ничья.
    • «!?» — сомнительный ход.
    • «#» — блокировка фишек.

    Родина этой игры – Египет. Именно в этой республике были найдены первые доказательства того, что египтяне играли в настольную игру. В России игра появилась в третьем веке. Первые чемпионаты стали проводить в 19 веке.

    Известные российские шашисты:

    • Цинман Д.М.
    • Дашков О. Н.
    • Колесов Г. Г.
    • Королёв Ю.М.
    • Скрабов В.В.
    • Сухович В. С.
    • Имшетов Р.Г.
    • Беликов А.А.
    • Архипов В. Б.
    • Буров С.В.

    Полезное видео

      Похожие записи

    1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.

    2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.

    3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.

    4. Ходы играющими делаются поочередно.

    5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.

    6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» - снимают с доски.

    7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.

    8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.

    9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.

    10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.

    11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.


    12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

    13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.

    14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.

    15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.

    16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.

    17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.

    18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.

    19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.

    20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.

    21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.

    22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.

    24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.

    25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).

    26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.


    Вступление (от А.Кандаурова)

    Мне кажется, что давно созрела необходимость создания новой редакции правил игры в шашки. У меня нет окончательного решения по поводу вопроса о том, должны ли быть здесь подробно описаны правила всех разновидностей шашек, признанных ФМЖД, или для каждого "подвида" нужно создавать свой свод правил. Насколько мне известно правила ФМЖД написаны только для стоклеток, хотя ныне всемирная федерация объединяет аж 4 вида шашек: стоклеточные, русские, бразильские и чекерс. Различия не видятся мне принципиальными, помимо самих правил выбора боев, превращения простой в дамку, это может быть разное количество ходов для доказательства выигрыша сильнейшей стороной и еще какие-либо.

    Думаю, выражу мнение многих, если заявлю, что некоторые (многие) положения прежнего "Шашечного Кодекса", изданного в 1986 году, окончательно и бесповоротно устарели. Судя по интервью г-на Юшкевича, спортсмены, занимающиеся проблемизмом, будут создавать свой кодекс, так что я не буду упоминать здесть об этом виде спорта. Тем более, что ничего в нем не понимаю. К сожалению, мне не удалось раздобыть ни электронной ни какой иной редакции прежнего Кодекса, так что за основу предлагаю взять шахматные правила ФИДЕ и сопоставить их с тем, что было в кодексе и с современными требованиями шашечных соревнований.

    Надеюсь, что данные правила (после обсуждения, корректировки и дополнений) смогут послужить основой для шашечных кодексов отдельных федераций или их объединений. Разумеется, после утверждения на соответствующих конференциях. Вовсе не из мании величия, а для простоты изложения я буду употреблять здесь термин ФМЖД в некоторых формулировках.

    И, напоследок, самое важное. Я ни в коем случае не держу даже мысли, чтобы навязать Вам какие-либо из приведенных здесь формулировок. Все напечатанное ниже предлагается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ОБСУЖДЕНИЯ. Именно поэтому я отредактировал только часть правил. Так что, если не будет интереса и обсуждений с Вашей стороны, не будет и продолжения у этого раздела. Без совместных усилий профессионалов, судей, тренеров и энтузиастов нашей с Вами игры такая работа с места не сдвинется.

    Все замечания и предложения можно присылать
    на сайт "Шашки в России" по адресу

    Данные правила предназначены всем любителям и профессионалам шашек, принимающим в том или ином качестве участие в шашечных соревнованиях.

    Предисловие

    Правила игры в шашки не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают во время игры, не могут они предусмотреть и все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются статьей Правил, возможно принять правильное решение, действуя по аналогии с ситуациями, рассмотренными в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры достаточно компетентны, обладают здравым суждением и абсолютно объективны. Излишне подробное правило могло бы лишить арбитра свободы суждения и помешать ему принять решение, основанное на справедливости, логике и учете конкретных условий.
    ФМЖД призывает всех шашистов и федерации принять эту точку зрения.
    Любая шашечная федерация вправе ввести более подробные правила при условии, что они:
    а) не противоречат ни в чем официальным Правилам игры в шашки ФМЖД;
    b) действуют лишь на территории этой федерации; и
    с) не действуют на любом матче, чемпионате или отборочном соревновании, проводимом ФМЖД, или на турнире с нормой звания или с обсчетом рейтинга ФМЖД.

    Правила игры

    Статья 1. Сущность и цели игры в шашки
    1.1. Шашечную партию играют два партнера, которые поочередно передвигают фигуры (далее - шашки) на квадратной доске, называемой "шашечной доской". Игрок, имеющий белые шашки, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнера.
    1.2. Целью каждого игрока является уничтожение шашек партнера или создание такой ситуации, когда при очереди хода его соперника, шашки последнего не имеют возможных ходов. Считается, что игрок, который достиг этой цели, выиграл партию. Партнер, у которого на доске не осталось шашек или его шашки лишены ходов, проиграл партию.
    1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может уничтожить шашки соперника или лишить их возможных ходов, партия заканчивается вничью.

    Статья 2. Начальная позиция фигур на шашечной доске
    2.1. Шашечная доска состоит из 64-х (сетка 8х8) равных квадратов, попеременно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля).
    Шашечная доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
    2.2. В начале игры один игрок имеет 12 фигур светлого цвета ("белые" шашки), другой - 12 фигур темного цвета ("черные" шашки). Эти фигуры, обычно называются простыми шашками.
    2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая: (см рис.)

    2.4. Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональю". Диагональ, которая состоит из 8-ми полей, называется "главной диагональю".

    Статья 3. Ходы шашек
    3.1. Ходы шашек осуществляются только по черным (темного цвета) полям шашечной доски. Не разрешается ходить шашкой на поле, уже занятое другой шашкой. При простом (без взятия) ходе шашка может передвигаться по диагонали вперед на соседнее свободное поле. При ударном ходе шашка перемещается на свободное поле, где взятие заканчивается, шашки партнера берутся и снимаются с шашечной доски, что является частью того же самого хода.
    3.2. Дамка может пойти на любое поле по диагонали, на которой она стоит.
    3.3 Когда простая шашка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на дамку того же цвета. Такая замена простой шашки на другую фигуру называется "превращением", и действие новой фигуры начинается сразу же.
    3.4 "Турецкий удар"…

    Статья 4. Выполнение ходов
    4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.
    4.2. Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав "поправляю". Это может звучать "j"adoube" - по-французски и "I adjust" по-английски.), игрок при своем ходе может поправить расположение одной или нескольких шашек на их полях.
    4.3. За исключением предусмотренного Статьей 4.2 случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шашечной доске
    а) одной или нескольких своих шашек, он должен пойти первой тронутой шашкой, ход которой возможен.
    б) одной или нескольких шашек партнера, он должен сделать ход, ведущий к взятию первой тронутой шашки соперника, если такой ход возможен.
    4.4. Если ни одна из тронутых шашек не может пойти или не шашка соперника не может быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход.
    4.5. Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он сам намеренно касается фигуры.
    4.6. Когда в качестве возможного хода или части возможного хода шашку поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле. Считается, что ход сделан, когда выполнены все необходимые требования Статьи 3.

    Статья 5. Завершение игры
    5.1. а. Партия выигрывается игроком, который снял (побил) с доски все шашки партнера или создалась позиция, в которой шашки соперника лишены ходов. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий финальную позицию, был возможным ходом.
    b. Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.
    5.2. а. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может достичь выигрыша любой серией возможных ходов. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.
    в. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру. (Смотри Статью 9.1.)
    с. Партия может закончиться вничью, если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шашечной доске, по крайней мере, три раза. (Смотри Статью 9.2.)
    е. Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал последние 30 последовательных ходов без превращения своей простой шашки в дамку и без изменеия соотношения сил (взятия какой-либо шашки партнера или отдачи своей шашки). (Смотри Статью 9.3.)

    Статья 6. Шашечные часы
    6.1. "Шашечными часами" называют часы с двумя устройствами индикации времени, соединенными друг с другом таким образом, что только одно из них может работать в одно и то же время.
    "Часы" в Правилах игры в шашки означает одно из двух устройств индикации времени.
    "Падение флажка" означает окончание отведенного игроку времени.
    6.2. а. При использовании шашечных часов каждый игрок должен сделать какое-то минимальное число ходов или все ходы в заданный период времени, и/или может быть выделено дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть определено заранее.
    b. Время, сэкономленное игроком в течение одного периода, добавляется ко времени, отведенному ему для следующего периода, за исключением режима "задержки времени".
    В режиме "задержки времени" оба игрока получают заданное "основное время на обдумывание". Каждый игрок также получает "фиксирован ное дополнительное время" на каждый ход. Уменьшение основного времени начинается только после того, как истекло фиксированное время. При условии, что игрок останавливает свои часы до истечения фиксированного времени, основное время на обдумывание не изменяется, независимо от того, какая часть фиксированного времени израсходована.
    6.3. Каждое устройство индикации времени имеет "флажок". После того, как флажок падает, следует сразу же проверить выполнение требований Статьи 6.2.а.
    6.4. Перед началом игры арбитр решает, где будут поставлены шашечные часы.
    6.5. В установленное для начала игры время пускаются часы игрока, имеющего белые шашки.
    6.6. Если ни один из партнеров не присутствует вначале, игрок, имеющий белые шашки, должен потерять все время, которое истечет до его прибытия, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.
    6.7. Любой игрок, который прибывает к шашечной доске более чем на один час позже запланированного начала игры, проигрывает партию, если только правила соревнования не устанавливают иной порядок или арбитр не решает иначе.
    6.8. а. В течение партии каждый игрок, сделав на шашечной доске свой ход, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игроку всегда должна быть предоставлена возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не сделал так, если только выполненный ход не заканчивает игру. (Смотри Статьи 5.1 и 5.2.)
    Время между выполнением на шашечной доске хода и остановкой своих часов и пуском часов партнера считается как часть времени, отведенного игроку.
    b. Игрок должен останавливать свои часы той же самой рукой, которой он сделал свой ход. Игроку запрещается задерживать свой палец на кнопке или над ней.
    с. Игроки должны правильно обращаться с шашечными часами. Запрещается применять излишнюю силу, поднимать их или стучать по ним. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.
    d. Если игрок не в состоянии обращаться с часами, то игроку может быть предоставлен помощник, допущенный арбитром, чтобы выполнять эту операцию. Показания часов должны быть поправлены арбитром справедливым образом.
    6.9. Считается, что флажок упал, когда арбитр устанавливает этот факт или когда один из партнеров сделал правильное заявление об этом действии.
    6.10. За исключением случаев, предусмотренных Статьей 5.1 или одной из Статей 5.2. а, b и с, если игрок не выполняет предписанное число ходов в отведенное время, партия проигрывается этим игроком.
    6.11. Каждое показание часов считается неоспоримым при отсутствии любого очевидного дефекта. Шашечные часы с очевидным дефектом следует заменить. Арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на новых часах.
    6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой флажок упал первым, партию надо продолжить.
    6.13. а. Если игру необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.
    b. Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться за помощью арбитра, например, когда при "превращении" нет в наличии не участвующей в игре шашки должного цвета, чтобы обозначить дамку.
    с. В каждом случае арбитр должен решить, когда игру надо возобновить.
    d. Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться за помощью арбитра, арбитр должен определить, имел ли игрок какую-либо обоснованную причину, чтобы так поступить. Если очевидно, что игрок не имел обоснованной причины для остановки часов, игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.
    6.14. Если происходит какое-либо нарушение правил и/или шашки надо восстановить в предшествующей позиции, арбитр должен использовать веские доводы при определении времени, которое должно быть установлено на часах. Он должен также, если необходимо, поправить показания счетчика ходов на часах.
    6.15. Экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие возникшую на шашечной доске позицию, ходы и число сделанных ходов, и часы, которые также показывают число ходов, разрешаются в игровом зале. Однако игрок не может делать заявление, основанное на информации, полученной таким образом.