Меры длины; площади; объема и веса. Древне-еврейские и русские единицы длины, веса, объема Греко-римская система мер и весов

Веса и тяжестей
† Вес, весы. «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской» (Лев.19,35 - 36). В глубокой древности золото и серебро продавались и покупались на вес, так что лица, занимавшиеся какою-либо торговлею, обыкновенно носили при себе пару весов и различные гири, состоявшие из камней различных размеров и хранившиеся в особенных мешках, привязанных к поясу торговца. Корыстолюбивые торговцы имели при себе двое весов, одни, полегче, для продажи, а другие, потяжелее, для покупки. Не на это ли обстоятельство указывает пророк Михей, говоря: «Могу ли я быть чистым с весами неверными, и с обманчивыми гирями в суме?» (Лев.6,11). Можно думать, что в Священном Писании кроме весов упоминается и безмен: «Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч.16,11); «Кто исчерпал воды горстию своею, и пядею измерил небеса, и вместил в меру прах земли. И взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис.40,12). Наименьшею единицею веса у евреев была гера, равнявшаяся весу хлебного зерна. Двад-цать гер составляли священный сикль: «Всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх.30,13). Половина сикля называлась бэка. Три тысячи сиклей составляли талант: «Из таланта золота чистого пусть сделают его» (Исх.25,39). Мина упоминается в первый раз в III Книге Царств: «по три мины золота пошло на каждый щит» (10,17), и потом у пророка Иезекииля: «Да будут у вас правильные… ефа и правильный бат. Ефа и бат должны быть одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера» (45,12). Шестьдесят мин равнялось таланту, так как каждая мина состояла из пятидесяти сиклей.
Фунт, упоминаемый у евангелиста Иоанна: «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его» (12,3), - был римский фунт.
Эгинский талант, как и еврейский, содержал в себе 60 мин, мина - 50 дидрахм; только драхма, равнявшаяся священному еврейскому сиклю, содержала в себе не 20 гер, как у евреев, а 6 оболов. С эгинским и еврейским талантом был сходен и вавилонский.

Длины и протяжения
Эти меры упоминаются в Священном Писании при построении Ноева ковчега и в других местах.
† Палец (перст). «Столбы сии были каждый столб в восемнадцать локтей вышины, и снурок в двенадцать локтей обнимал его, а толщина стенок его, внутри пустого, в четыре перста» (Иер.52,21). Мера эта равнялась дюйму или 10 парижским линиям.
† Ладонь. Соломон «сделал литое из меди море… Толщиною оно было в ладонь, и края его, сделанные подобно краям чаши, походили на распустившуюся лилию» (3Цар.7,23,26). Эта мера равнялась четырём пальцам.
† Пядень. «Он (наперсник) должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною» (Исх.28,16). Она равнялась пространству от конца большого пальца до конца мизинца.
† Локоть. «Аод сделал себе меч с двумя остриями, длиною в локоть, и препоясал его под плащем своим к правому бедру» (Суд.3,16). Эта мера от сгиба локтя до конца среднего пальца.
† Гомедь - мера совершенно неизвестная. Одни принимают её за локоть, а другие - за длину целой руки.
† Сажень (трость измерения). «И вот, вне храма - стена со всех сторон его, и в руке того мужа - трость измерения в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость толщины и одну трость вышины» (Иез.40,5). Заключала в себе шесть малых локтей и почти соответствовала росту человеческого тела. Сажень в шесть больших локтей, упоминаемая у пророка Иезекииля, содержала в себе шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью.

Расстояния и отдалённости
† Шаг. «И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна» (2Цар.6,13). Шаг - самая малая мера расстояния.
† На вержение камня. Христос сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк.22,40-41). Выражение это означает такое расстояние, на какое можно бросить камень, следовательно, недалёкое, хотя определённо и неизвестное.
† На некоторое расстояние земли. «И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила» (Быт.35, 16). Выражение также неопределённое. Его принимают за расстояние около часу пути, или около 3/4 немецкой мили.
† Субботний путь. «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян.1,12). Это пространство, которое по раввинской строгости относительно покоя в субботний день дозволено было иудеям проходить в субботу вне их жилища, только не более 2000 шагов, или около версты. Флавий расстояние до Масличной горы от Иерусалима, которое в книге Деяний святых апостолов определяется субботним путём, определяет в шесть стадий.
† Стадия. «Проплывшие около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю» (Ин.6,19). Стадия - это пространство в 125 римских шагов, или в 600 греческих футов, или в 625 римских футов. Сорок стадий составляют почти географическую, или немецкую милю.
† Миля, или поприще. «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5,41). Поприще составляло 1000 геометрических шагов, или 8 греческих стадий, т.е. четвёртую часть немецкой мили.

Вместимости
Для сыпучих тел и для жидких.
† Хомер. «И встал народ… и собирали перепелов; и кто мало сбирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана» (Чис.11,32). Хомер равнялся десяти батам.
† Бат. «Толщиною оно (медное море) было в ладонь… оно вмещало две тысячи батов» (3Цар.7.26). Бат равнялся десятой части хомера. В бате содержалось более четырёх наших вёдер. 40 батов равнялись 4 бочкам и 7,5 вёдрам.
† Гин. «Одного агнца приноси поутру… И десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца» (Исх.29,39-40). Гин равнялся шестой части бата. Следовательно, составлял шестидесятую часть хомера.
† Лог. «В восьмой день возьмет он двух овнов… и приношение хлебное, и один лог елея» (Лев.14,10). Лог - шестая часть чего-либо. По мнению раввинов, это двенадцатая часть гина.
† Хомер для сыпучих тел, или кор. «Если поле из своего владения посвятит кто Господу, то оценка твоя должна быть по мере посева: за посев хомера ячменя пятьдесят сиклей серебра» (Лев. 27,16). Эта мера равнялась 10 ефам, или 20 нашим четверикам.
† Летех. «И приобрел я ее себе за пятнадцать серебренников и за хомер ячменя и за полхомера ячменя» (Ос.3,2). Летех - это половина хомера, или кора; на наши меры - 10 четвериков.
† Ефа. «А гомор есть десятая часть ефы» (Исх.16,36). Ефа - десятая часть хомера; на наши меры равняется двум четверикам.
† Сеах. «Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином… и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов» (1Цар.25,18). По мнению раввинов, сеах - третья часть ефы, равняется 1,5 римским модиям.
† Гомор. «И сказал Моисей: вот что повелел Господь: наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли Египетской» (Исх.16,32). Гомор - десятая часть ефы.
† Каб. « И был большой голод в Самарии… так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, а четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра» (4Цар.6,25). Каб, по мнению раввинов, это шестая часть сеаха.
Библейская энциклопедия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990 г.

1) Весы. Единицей библейского веса считался сикль, шекель — «вес»; сикль подразделялся на две беки или полусикля (Исх. 30:13; Лев. 27:25; Числ. 18:16), а впоследствии и на трети (Неем. 10:32) и на четверти (1 Цар. 9:8). В беке считалось десять гер, так что двадцать гер составляли полный, так называемый священный сикль. Кроме этих мелких единиц веса были в употреблении и сложные высшие единица веса. Это так называемая мина, состоявшая из 60 сиклей (Иезек. 14:12); 60 мин, в свою очередь, составляли талант — высшую единицу веса (Исх. 38:24, 26). Талант называется по-еврейски киккар, т.е. круглый, так как самая гиря имела, вероятно, круглую форму. В нем было 3 600 сиклей.

Гири сначала были каменные, и чтобы постоянно иметь узаконенную систему веса, Моисей установил при скинии правильные весы, с которыми народ должен был сверять свои весы и гири и прибегать к ним в случае возникновения каких-либо споров. Вес этот назывался священным (сикль священный — Исх. 30:13; Лев. 27:25). Эти весы и гири впоследствии были перенесены в храм и поручены охране священников (1 Пар. 23:29). Неизвестно собственно, какую форму имели эти гири. У ассириян и египтян они имели форму различных животных (львов, волов и пр.), как это видно из различных изображений, сохранившихся на памятниках. При обыденных торговых сделках продавец и покупатель обыкновенно пользовались своими собственными весами, которые постоянно носились за поясом или в особой сумке, причем бывали случаи и обмана, посредством фальшивых гирь (против чего и направлено особое постановление закона — Второз. 25:13).

Для определения библейского веса у нас имеются данные лишь из времени Маккавеев, именно серебряные сикли; но можно предполагать, что они того же веса, какой установлен был при Моисее. В таком случае библейскую систему веса можно представить в следующей таблице:

1 гера 15,86 долей.
10 1 бека 1 зол. 65,20 д.
20 2 1 сикль 3 зол. 34,40 д.
1 200 120 60 1 мина 2 ф. 9 з. 48 д.
72 000 7 200 3 600 60 1 талант 3 п. 5 ф. 90 з.

Но такой вес был только для серебра, как наиболее ходячего и употребительного металла. Для золота вес этот несколько видоизменялся и был больше, как это можно видеть из следующей таблицы:

При помощи этих таблиц можно сделать вычисление для перевода на наш вес всех встречающихся в Библейской истории весовых единиц. Так, слуга Авраама Елеазар подарил невесте Исаака Ревекке при первой встрече с нею «золотую серьгу весом полсикля и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота». Это значит: серьга весила 2 зол. 3 доли, запястья — 40 зол. и 60 долей.

2) Деньги. Денег в смысле чеканной монеты у израильтян не было до позднейшего времени, именно периода Маккавеев. Купля-продажа большею частью производилась чрез обмен самых предметов, хотя уже рано некоторые предметы, особенно домашние животные, получили значение своего рода меновой монеты, так что стоимость известной вещи определялась известным количеством телят, овец, козлят и так далее. Но вместе с тем, ценность этих предметов скоро была переведена на драгоценные металлы, которые и стали употребляться в качестве денег, хотя и не имели еще определенной монетной стоимости, которая определялась единственно по весу. Куски серебра или золота, ходившие в виде простых слитков, колец, различных фигур, имели известный вес и по нему не только определялась их стоимость, но и придавалось им самое название. Если кусок весил талант, мину или сикль, то и назывался талантом, миной или сиклем и так далее, так что монетная система первоначально вполне соответствовала системе весовой, как она определена выше. Сикль (или сребреник) в этом смысле упоминается уже в книге Быт. 20:16, причем есть указания и на подразделение его на беки или полусикли и на геры, которых было 20 в сикле (Исх. 30:13). Из крупных денежных единиц в Исх. 37:24 ст. упоминается талант. Но слитки драгоценных металлов не имели точного, установившегося веса, а следовательно и ценности, и потому для определения их ценности приходилось часто прибегать к весам, как это было и в Египте, где на памятниках можно часто видеть изображение взвешивания слитков. В некоторых местах упоминается особая монета, так называемая кесита (Иаков купил часть поля за сто «монет», кесита — Быт. 33:19 и др.) Что, собственно, разумеется под этим названием — неизвестно; но судя по тому, что у 70 греческих толковников и в Вульгате слово это переведено словом «ягненок», можно думать, что это были такого рода слитки, которые имели форму ягненка и ходили по известной определенной цене, имея определенный вес.

Библейскую денежную систему можно выразить таким образом в соответствующей весу таблице, из которой вместе видно будет, что в этой системе сделаны некоторые отступления от весовой системы. Но чтобы определить ценность того или другого веса металла и, прежде всего, серебра, мы за норму берем русский серебряный рубль. В нем значится 4 золотника 21 доля чистого серебра. Так как на одну копейку приходится 4,05 долей серебра, то, следовательно, 1 гера серебра будет равняться 3,91 коп. Для круглоты вычисления мы полагаем ценность геры в 4 коп. и тогда вся денежная система выразится в следующей таблице:

1 гера 4 коп.
10 1 бека 40 коп.
20 2 1 сикль 80 коп.
1200 120 60 1 мина 48 руб.
60 000 6 000 3 000 50 1 талант 2 400 руб.

Чтобы составить подобную же таблицу для золота, нужно принять во внимание сравнительную стоимость этих металлов в библейское время. По наиболее тщательному исследованию оказывается, что в древности в западной Азии золото было в 13 раз дороже серебра (в Афинах в 12, а в настоящее время в 16).

Рассчитывая по этой норме, мы получим следующую таблицу золотой монеты:

После плена Вавилонского между иудеями вошли в употребление персидские червонцы, так называемые дарики, с изображением на лицевой стороне царя с копьем в правой и луком в левой руке и на обороте — неправильного четырехугольника. Эти дарики, или по-еврейски даркмоны, стали впоследствии известны под названием драхм (1 Ездр. 2:69 и пр.). Ценность их неизвестна, но приблизительно определяется в 6 рублей 25 коп., следовательно, равнялась золотому полусиклю.

При Маккавеях впервые появляется чеканная монета. Именно Симон Маккавей получил в 140 г. до Р.Х. от сирийского царя Антиоха VII право чеканить монету (1 Макк. 15:6) и от этого времени до нас дошло много монет, которые можно видеть в музеях. На лицевой стороне маккавейских сиклей значится: «Сикль (или полусикль) Израильский», а на обороте: «Иерусалим святой». При римлянах также чеканились сикли, на которых с лицевой стороны выбивалось изображение того или другого римского императора, а на обороте — женщина под деревом с надписью по сторонам: Judaea capta (Плененная Иудея).


Древне-еврейские меры длины, веса, объема

Единицы длины:

Тефах - примерно 9,336см;
сит - 18,672см;
зерет - 28 см;
ама (локоть) - 56,02 см;
канэ - 3,36 м;
хевель - 28,10 м;
рис, или эстада - 149,38 м;
миль - 1,12км;
парса - 4,48км;
дерех иом (дневной переход) - 44,81 км.

Единицы площади:

Бейт рова - 32,6 м2;
бейт кав - 130,7 м2;
бейт сеа - 784,3 м2;
бейт сеатаим - 1568,6 м2;
бейт летех - 11629,6 м2;
бейт кур - 23529,2 м2.

Единицы веса :

гера (маа) - 0,5975 г
зуз - 3,585 г;
шекель - 7,17 г;
шекель га-пкудим - 1,195 г;
шекель га-кодеш (села) - 14,34 г;
тертимер - 179 г.;
манэ итальки (итальянская мера) - 358,5 г;
манэ кодеш - 573,6 г;
кикар - 21,510кг.

Единицы объема и емкости:

Бейца (яйцо) - 91,6 см3;
рвиит (четверть) - 137,3 см3;
тейман - 274,7 см3;
лог - 549,4 см3 ;
кав - 2197,6 см3;
омер - 3955,3 см3;
гин - 6592,8 см3;
таркав - 6592,8 см3;
сеа -13184,4 см3;
эфа - 39553,3 см3;
летех - 197766,6см3;
кур - 395533,2 см3.

Согласно Мишне, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.

МЕРЫ длины, площади, объема и веса,
упоминаемые в русском тесте Библии.

Приводятся наиболее вероятные и округленные их величины.

Меры длины:

перст 2 см,
ладонь 8 см,
пядь 25 см,
локоть 50 см,
локоть с ладонью: 52,5 см (Иез 40,5; ср. 2 Пар 3,3)
1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;
* Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство др.-евр. системы мер с шумеро-аккад.
сажень 2 м,
трость 3 м,
стадия 200 м,
субботний путь 1-1,5 км; 2000 локтей (мера установлена на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне /Ис Нав 3,4/, а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам /Чис 35,5/),
поприще (в Мф 5,41) 1,478 км,
дневной путь 20-40 км

Возможно также, что упоминаемые в Библии такие меры как "шаг", "вержение камня" (т.е. расстояние, к-рое пролетает брошенный камень), "выстрел из лука" (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой); "день пути", "некоторое расстояние", "не доходя несколько", "небольшое пространство земли" (евр. киврат-эрец, "мера земли", соотв. Быт 35,16; 48,7; 4 Цар 5,19) обозначают вполне определенное, но неизвестное нам расстояния.

Меры площади:
поле, участок - земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня.

Меры объема:

1) сыпучих тел:

хомер (соответствует месопотамскому имер - "ослиный вьюк") 220 л
кор 220 л
бат, лефа 22 л

Ефа по Иосифу Флавию, соответствовала примерно 36 л, по данным археологии ок. 22 л,
сата 8 л,
каб 1,3 л,
хомер = кор = 10 еф (бат) = 30 сат = 180 каб
горсть = 0,25 каба, ок. 0,5 л
гомор = 0,1 ефы, ок. 2,2 л
сосуд (в Мф 5,15; Мк 4,1; Лк 11,33) - модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л) мера в рус. тексте м.б. переводом слова ефа (Ам 8,5; Мих 6:10), а также сат (1Цар 25:18; 4Цар 7,1).
хиникс- 1,1 л;

2) меры жидкостей:

лог 0,3 л
фунт 0,5 л
каб 1,3 л
гин 4 л
бат, ефа 24 л
кор, хомер 240 л
бат = 0,1 хомера, ок. 22 л
ефа = бат, ок. 22 л.
гин = 1/6 бата, ок. 3,66 л.
лог = 1/12 гина
1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;
мера в Ин 2,6 - греч. метретес (букв. "измеряющий").

В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2,6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

Меры веса:
талант (евр. кикар, "круг", "круглый кусок металла") = 3000 сиклей,
1 талант: 33,510 кг - 36,600 кг;
мина (евр. мане, мана, "часть", "доля") = 50 сиклей, 558,5 г - 610 г;
сикль (евр. шекель, "вес"); в разное время вес сикля = 11,17 - 12,2 г
полсикля (евр. бека "отрубленная") = 1/2 сикля, 5,59 г - 6,1 г;
гера (евр. "зерно") = 1/20 сикля, 0,92 г - 1,01 г.;
литра (греч.) = фунт (римский) = 327,45 (или 314) г.

Римская миля – 1,48 км.
Олокоттин был равен половине номисы (солида), золотой монеты в 4,55 гр.
Стиохе, мера площади (поля), около 0,2 га
Либр - Греческое название римского фунта (libra = 327,45 г.)
Масьюна (от лат. mancsio - привал, ночлег) - сирийская мера пути. Если допустить, что она эквивалентна упомянутому в Книге Чисел (11:31) "дневному пути", равному 44,5 км. (ЕЭ, XI, 428), то указанное в апокрифе расстояние от Кесарии Палестинской до Карфагена будет весьма близким к реальности.

Меры длины; площади; объема и веса
В Лев 19:35 и Втор 25:13-16 говорится о том, что израильтяне должны блюсти «верные» весы, гири, сосуды для измерения жидкостей и т.д. Поскольку «деньги» (слитки драг. металлов, употреблявшиеся при расчетах) в ту эпоху взвешивались (ср. Быт 23:16 ), то мог иметь место обман при купле и продаже, что и порицается в Ам 8:5 . Подобное же осуждение «уменьшенной меры и неверных весов» содержится и в Притч 11:1 ; Притч 20:10,23 ; Мих 6:10-13 .

I. МЕРЫ ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ

1) МЕРЫ ДЛИНЫ. Общепринятой единицей измерения длины был ЛОКОТЬ (см., напр., Быт 6:15 ; Исх 25:10 ; Чис 35:4 ; 3Цар 6:2 ; 4Цар 14:13 ; Ин 21:8 ). Надпись, найденная в Силоамском туннеле, определяет длину туннеля в 1200 локтей (525 м). Отсюда следует, что один локоть составлял 525:1200 = 0,4375 м, т.е. около 45 см. Локоть делился на ПЯДИ – ок. 22,5 см (Исх 28:16 ; 1Цар 17:4 ; Ис 40:12 ; Иез 43:13 ; Мф 6:27 ; в последнем случае в Синодальном переводе – «локоть»), ЛАДОНИ – ок. 7,5 см (Исх 25:25 ; 3Цар 7:26 ; Пс 39:6 ) и ПАЛЬЦЫ – ок. 1,9 см (Иер 52:21 ). Таким образом, соотношения были след.:

1 локоть = 2 пяди = 6 ладоней = 24 пальца;

1 пядь = 3 ладони = 12 пальцев;

1 ладонь = 4 пальца.

Наряду с приведенной существовала и ДРУГАЯ МЕРА ЛОКТЯ, которая была на 1 ладонь длиннее обычной и, след., равнялась прим. 52,5 см (Иез 40:5 ); 6 таких локтей составляли ТРОСТЬ (3,15 м), упоминание о которой есть только в Книге пр. Иезекииля при описании размеров храма и земельных наделов (Иез 40:5 ; Иез 42:16-20 ). В НЗ эту единицу измерения, возможно имеет в виду Иоанн (Откр 21:15,16 ). Во 2Пар 3:3 говорится об измерении в локтях «по прежней мере», вероятно, и здесь имеется в виду более длинный локоть. Употребление двенадцатиричной системы счисления указывает на родство древнееврейской системы мер с шумеро-аккадскими, применявшейся и за пределами Месопотамии. В Вавилонии и Египте, помимо обычного, был известен «царский» локоть (его размеры неизвестны). Египетские меры длины соответствовали древнееврейским, в то время как вавилонский локоть составлял от 49,5 до 55 см. В Деян 27:28 в качестве меры длины, применявшейся мореходами, упоминается САЖЕНЬ, составлявшая ок. 1,8 м;
2) ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ. Гораздо менее определенны встречающиеся в Библии меры пройденного пути: «шаг» (2Цар 6:13 ); «вержение камня» (т.е. расстояние, которое пролетает брошенный камень, Лк 22:41 ); «выстрел из лука» (расстояние, преодолеваемое пущенной из лука стрелой, Быт 21:16 ); «день пути» (Быт 30:36 ; Быт 31:23 ; Исх 3:18 и др.; Лк 2:44 ; имеется в виду прим. 7-8 часов пешего хода). Возможно что все эти обороты речи, а также и выражение «некоторое расстояние» [еврейское киврат-эрец , «мера земли», Быт 35:16 ; Быт 48:7 ; 4Цар 5:19 ) обозначают вполне определ., но неизвестные нам расстояния. Греч. СТАДИЙ (СТАДИЯ) – мера пути, названная в честь стадиона в Олимпии и равная 600 футам = ок. 185 м (Лк 24:13 ; Ин 6:19 ; Ин 11:18 ; Откр 14:20 ; Откр 21:16 ). Только в Мф 5:41 встречается греч. слово МИЛИОН, восходящее к рим. миллиариум – МИЛЯ [от лат. милле , «тысяча»; в Синодальном переводе «ПОПРИЩЕ»] и означающее единицу измерения пути = 1,478 км. СУББОТНИЙ ПУТЬ (Деян 1:12 ) является расстоянием, которое, согласно толкованию иуд. книжниками Исх 16:29 , было разрешено проходить в субботу. Субботний путь составлял 2000 локтей, т.е. около 1 км. Он был установлен на основании расстояния, отделявшего ковчег завета от стана израильтян в пустыне (Нав 3:4 ), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Чис 35:5 );
3) МЕРЫ ПЛОЩАДИ. Земельный участок, площадь которого можно было обработать с помощью пары волов в течение дня, назывался ПОЛЕМ (1Цар 14:14 ; Ис 5:10 ; в последнем случае в Синодальном переводе – «участок»). В древнееврейском оригинале 1Цар 14:14 употреблено слово МААНА – «борозда» (в Синодальном переводе не передано), обозначавшее, возможно меру площади; смысл слова здесь не вполне ясен. Кроме того, размер площади определялся необходимым для ее засева объемом зерна. Употребленное в связи с этим в 3Цар 18:32 слово САТА [еврейское сеа ; арам. сата – «мера зерна»] обозначало меру, содержавшую 1 мешок (или короб) зерна. В Лев 27:16 размер земельного участка определялся числом хомеров (мер) ячменя, необходимых для его засева.

II. МЕРЫ ОБЪЕМА

1) МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ. ХОМЕР [соответствует месопотамскому имер – «ослиный вьюк», иначе КОР] был наибольшей мерой сыпучих тел, содержавшей 10 еф (Иез 45:11 ). Он упоминается в основном как мера зерна (Лев 27:16 ; 3Цар 5:11 ; 2Пар 27:5 ; Езд 7:22 ; Иез 45:13 ; Ос 3:2 ), иногда также как мера жидкости (при измерении количества елея – 3Цар 5:11 ; Иез 45:14 ). Половина хомера именовалась ЛЕТЕХ (только в Ос 3:2 ; в Синодальном переводе – «полхомера»). Наиб. употребит. мерой сыпучих тел была ЕФА (Суд 6:19 ; Руфь 2:17 и др.), которая, по Иосифу Флавию, соответствовала прим. 36 л. В то же время существует и другое ее определение, принадлежащее А.Сэгру: егип. папирус 289 г. до Р.Х. содержит сведения, что объем муки мелкого помола в Палестине определялся мерой, соответств. егип. артаба = 21,83 л. Эту палест. меру Сэгр отождествляет с ефой, которая в таком случае содержала ок. 22 л, а летех и хомер – соотв. 110 и 220 л. Археол. открытия в Лахише подтвердили соответствие объема БАТА (который, согласно Иез 45:11 , тождествен ефе) выводам Сэгра (см. ниже). Ефа содержала 3 САТЫ (смотрите выше, пункт I,3; Быт 18:6 ; 1Цар 25:18 ; 4Цар 7:1 ; в двух последних местах в Синодальном переводе – «мера»), каждая из которых, в свою очередь, равна ок. 7,3 л. Горсть как мера объема составляла прим. 0,25 КАБА, что сост. ок. 0,5 л (4Цар 6:25 ). Наряду с этим применялась такая мера объема, как ГОМОР (Исх 16:36 ), или ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ЕФЫ (Лев 5:11 ; Чис 5:15 ), часто называемая также «ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ» [еврейское асирит , Чис 15:4,6,9 ], содержащая ок. 2,2 л. Итак, основными мерами были:

1 хомер, или кор = 10 ефам = 30 сатам (сеа) = 180 кабам;

1 ефа = 3 сатам (сеа) = 18 кабам;

1 сата (сеа) = 6 кабам;

1 ефа = 10 гоморам.

В Синодальном переводе НЗ греч. слово модиос , соотв. лат. модиус (хлебная мера, равная прим. 8,75 л), переведено как «сосуд» (Мф 5:15 ; Мк 4:21 ; Лк 11:33 ). Словом «мера» иногда переводится древнееврейское ефа (Ам 8:5 ; Мих 6:10 ), а также сата (1Цар 25:18 ; 4Цар 7:1 ). В Откр 6:6 упоминается греч. мера зерна ХИНИКС, равная прим. 1,1 л;
2) МЕРЫ ЖИДКОСТЕЙ. Наиб. употребит. мерой жидкостей был БАТ (3Цар 7:26 ; 2Пар 2:10 ; 2Пар 4:5 ; Езд 7:22 ; Ис 5:10 ; Лк 16:6 ; в последнем случае в Синодальном переводе – «мера»), который, как и ефа, содержит 0,1 хомера (Иез 45:11,14 ). При раскопках в Лахише был найден разбитый сосуд с надписью: bt l-mlk [бат лемелех , «царский бат»]. Такой сосуд вмещал ок. 22 л. Благодаря этой находке ученые смогли определить емкость бата в период перед вторжением Синаххериба (библ. Сеннахирим) в 701 г. до Р.Х.: она составляла ок. 22 л. Этот вывод подтверждается тем, что, согласно заключению А.Сэгра, такую же вместимость имела ефа (смотрите выше). Бат содержал 6 ГИНОВ (Исх 29:40 ; Исх 30:24 ; Иез 4:11 ; Иез 45:24 ; Лев 19:36 ), каждый из которых был равен, след., прим. 3,66 л. Гин, в свою очередь, вмещал 12 ЛОГОВ (Лев 14:10-24 ), каждый по 11/36 л. Итак, существовали след. меры жидкостей:

1 хомер = 10 батам = 60 гинам = 720 логам;

1 бат = 6 гинам = 72 логам;

1 гин = 12 логам.

В Синодальном переводе, в Ин 2:6 , словом «мера» передано греч. метретес (букв. «измеряющий»). В Древней Греции большие сосуды определ. формы служили эталонами при измерении жидкостей. В связи с этим они рассматривались как мерные объемы установленной емкости, поэтому само слово, обозначавшее «сосуд», почти исчезло из обихода. Такой измерит. сосуд вмещал ок. 39,5 л. Если упомянутые в Ин 2:6 каменные водоносы содержали в среднем по 2 меры, соотв. упомянутым выше, т.е. порядка 80 л, то вместимость всех водоносов была около 480 л.

III. МЕРЫ ВЕСА

Израильтяне использовали для взвешивания товара весовые чаши и гири, которые носили с собой в «кисе» – небольшой суме, кошельке (Втор 25:13 ; Притч 16:11 ; Мих 6:11 ). Такие гири, как правило, каменные, были найдены при раскопках. На части из них оказались надписи с указанием их веса. Чаще всего в Свящ. Писании говорится о весе металла или → денег; кроме того, указан вес каждой из составных частей елея помазания (Исх 30:23,24 ); дважды упоминается взвешивание волос (2Цар 14:26 ; Иез 5:1 ). Древнееврейскими мерами веса были ТАЛАНТ [еврейское кикар , «круг», «круглый кусок металла»], МИ-НА [еврейское мане , мана , «часть», «доля»], СИКЛЬ [еврейское шекель , «вес»], БЕКА (еврейское «отрубленная») и ГЕРА (еврейское «зерно»). Согласно Исх 30:13,14 , каждый мужчина-израильтянин, «поступающий в исчисление» народа, должен был внести в качестве выкупа за свою душу 1/2 сикля серебра. Это составляет, при совокупной численности 603550 мужчин-израильтян, 301775 сиклей. В Исх 38:25,26 общее количество серебра определено в 100 талантов и 1775 сиклей. Отсюда следует, что 1 талант равен 3000 сиклей (в противоположность вавил. таланту, который составляли 3600 вавил. сиклей). Из Иез 45:12,13 следует (если придерживаться версии текста Септуагинты: «Пять сиклей должны считаться пятью, а десять сиклей должны считаться десятью, а пятьдесят сиклей должны составлять одну мину»), что МИНА состояла из 50 сиклей. А это означает, что ТАЛАНТ должен был состоять из 3000:50=60 мин. СИКЛЬ, в свою очередь, делился на полусикли, именуемые БЕКА (Быт 24:22 ; Исх 38:26 ; в Синодальном переводе – «полсикля»). Это название (подтверждаемое также надписями, обнаруж. при археол. раскопках) происходит от древнееврейского глагола со значением «разрубать», что указывает на то, что кусок металла весом в сикль (ср. рус. «рубль») разрубали пополам. Минимальный вес – 1/20 сикля – именовался ГЕРА (Исх 30:13 ; Иез 45:12 ). Итак, существовали след. единицы веса:

1 талант = 60 минам = 3 000 сиклей = 6 000 бек = 60 000 гер;

1 мина = 50 сиклям = 100 бекам = 1 000 герам;

1 сикль = 2 бекам = 20 герам;

1 бека = 10 герам.

В ВЗ талант являлся единицей веса золота, серебра, меди, железа (1Пар 29:7 ) и свинца [ Зах 5:7 ; древнееврейское слово кикар – «талант», употребленное здесь, в Синодальном переводе передано как «кусок»]. В минах исчисляется вес золота (3Цар 10:17 ) и серебра (Езд 2:69 ). Сикль упоминается при взвешивании золота, серебра и меди (Исх 38:24-29 ), благовоний (Исх 30:23-24 ) и волос (2Цар 14:26 ). В НЗ талант являлся единицей веса драг. металлов, содержащихся в монетах (Мф 18:24 ; Мф 25:15 ; Откр 16:21 ). Мина упоминается в Лк 19:13 . (→ Деньги, III,3). Греч. слово литра (Ин 12:3 ; Ин 19:39 ; в первом случае в Синодальном переводе – «фунт») соответствует лат. либра : это рим. единица веса = 327,45 г. Еще одна единица веса, составляющая, вероятно, 2/3 сикля, стала известна ученым после того, как при раскопках были найдены семь каменных гирь с древнееврейской надписью пим . Эти находки позволили истолковать место в 1Цар 13:21 , ранее непонятное, как «И была плата в 1 пим за сошники и заступы, и 1/3 сикля за топор или за починку рожна». Кроме того, вес в четверть сикля упоминается в 1Цар 9:8 . Чтобы соотнести древнееврейской единицы веса с совр., следует исходить из веса сикля, само название которого (смотрите выше) определяет его как исходную единицу веса. Древнееврейский сикль неоднократно пытались отождествить с вавил. сиклем, вес которого равен 16,37 г. Однако находки древних весовых гирь в Палестине (которые, в свою очередь, довольно-таки значит. различаются между собой по весу) это не подтвердили. Различные наборы каменных гирек свидетельствуют о колебании в весе сикля: он мог равняться 11,17 г, 11,5 г и 12,2 г (Galling, Bibl. Reallexikon, Sp. 187-188). С этой оговоркой о различиях в весе сикля, для нас трудно объяснимых, попытаемся все же установить соответствия между древнееврейскими и современными мерами веса. Об этом дает приблизит. представление след. таблица:

1 талант: 33,510 кг – 36,600 кг;

1 мина: 558,5 г – 610 г;

1 сикль: 11,17 г – 12,2 г;

1 бека: 5,59 г – 6,1 г;

1 гера: 0,92 г – 1,01 г.

Калькулятор мер

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА
кор (6 ), хомер (5 ) 10 еф 400 л (180 кг)
ЕФА (64 ) 10 гоморов 40 л (18 кг)
сата (2 ) 6 каб 13,3 л (6 кг)
гомор (6 ) 1/10 ефы 4 л (1,8 кг)
каб (1 ) 24 яйца 2,2 л (1 кг)
ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА
модий (1 ) 16 секстарий 8,74 л
хиникс (1 ) 2 секстария 1,1 л (450 г)
секстарий 2 котуле 0,55 л
котуле 0,27 л
* Красным цветом указано приблизительно сколько раз это слово употребляется в Библии.

ИЗРАИЛЬСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

хомер поклажа осла Основой мер сыпучих и жидкостей является хомер, хотя сам не является мерой для жидкостей. Самая большая мера для жидкостей - бат - в 10 раз меньше хомера. Выглядит довольно странно, что за эталон принимается не самая малая мера (как, например, гера - зёрнышко), а самая большая. Громоздкой меркой сложнее определить точную меру. Просто в этом Господь позволил людям иметь гибкость.
Разделим систему мер на две составляющие: мера продаваемого товара и мера серебра для оплаты этого товара. Сегодня система мер и весов товаров у нас очень точная. Деньги же, которыми мы оцениваем эту продукцию, не привязаны ни к чему. Мы пережили инфляции падения рубля более чем в 1000 раз. Бог же сделал наоборот, Он предпочёл некоторую гибкость оставить у товаров, а незыблемой сделать финансовую систему, чтобы защитить от инфляции. Божья система мудрее и дальновиднее. Она напоминает собой рессору, которая имеет лишь незначительную гибкость и это делает её самой надёжной частью машины. Она не гнётся под всяким давлением и не трескается при всяком резком толчке. Чсл 11:32 И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собрал, тот собрал 10 хомеров.. . 10 хомеров = 1800 кг = 10 поклаж осла, человек мог это принести за 70 (!) раз.
Число 10 означает много. В этом случае, когда мы понимаем цифры, они говорят сами за себя. Ос 31:2 И приобрёл я её себе за 15 серебряников и за 1,5 хомера ячменя. 1,5 хомера - где-то 270 кг ячменя или 5,5 мешков (по 50 кг).

кор 3Цар 4:2 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: 30 коров пшеничной муки, 5,4 тонн Всего около 16 тонн муки в день. Это сколько ж человек нужно, чтобы съесть всё это? Теперь для нас сколько-то понятно, какую бюрократическую систему развил Соломон и почему народ хотел снижения налогов.
При норме 450 грамм муки в сутки на человека, 30 коров накормит 12 000.

сата Быт 18:1-8(6) 3 саты лучшей муки (то есть 18 кг муки мелкого помола) Меня удивили некоторые вещи тех лет. Зарплата за день составляла драхму, на что семья могла прожить 3 дня, а вместе с тем самой ходовой монетой был тетрадрахм (4 драхмы). На эту сумму семья могла прожить 12 дней. Это указывает на иной стиль жизни. Мы сегодня раз в месяц затовариваемся, а потом что-то по мелочам подкупаем: хлеб, шоколад, жевательную резинку... В те времена таких мелочей не было, и всё закупалось преимущественно оптом. Потому в ходу больше были крупные суммы и большие меры (ефа, сата). 1Цар 25:18 Тогда Авигея взяла: 200 (!) хлебов, и 2 меха с вином, и 5 овец приготовленных, и 5 мер (в оригинале "сат"), и 100 (!) связок изюму, и 200 связок смокв, и навьючила на ослов. Здесь речь идёт либо о большом количестве (100, 200), либо о крупных вещах (мех вина, овца). Сата относилась к крупным мерам.
Другими словами сата не мелкая, а крупная мера и ею мерят не на кухне, а на оптовой базе. Авраам же распорядился отмерить муки не стаканами, а вёдрами (сатами).

гомор суточный паёк манны в пустыне Исх 16:36 А гомор есть десятая часть ефы. (1/3 саты).
Исх 16:18 И мерили гомором... В пустыне люди питались только манной и потребляли её по гомору в день. Саты хватало на троих. Но человек ест не только хлеб. Скажем, дневной паёк римской армии составлял 850 г пшеницы, сало и соль, иногда мясо и овощи. Итак, чем же потчевал гостей Авраам? Если бы он дал им только хлеба, то им бы и саты вполне хватило. Авраам дал им три. Кроме того, он подал на стол масло, молоко и телёнка. Самые голодные три человека и за день не съели бы всего этого. Другими словами "стол ломился от еды". И было чего дать им с собой в дорогу. Дело в том, что, подобно им, Авраам сам был пришельцем в этой земле, подобно им. Но Ханаанская земля встретила его голодом, и он вынужден был искать приюта в соседней стране. Авраам знал, что значит быть в шкуре этих людей. И сейчас ему доставляло удовольствие дать им то, о чём он мечтал в то время. Мт 13:33 женщина замесила 3 меры муки (в оригинале "саты") 1 сата - это количество муки для семьи на неделю. 3 саты - это около 18 кг. Где же замешивают такое количество? Обычная посуда слишком мала для этого, кто-то использует для таких дел корыто. То есть в притче говорится о максимально возможном представить для хозяйки количестве муки, и о закваске, ничтожно малого количества того же самого теста, только вскисшего.
То есть, пусть Мончегорск большой, но немногие горящие верующие способны сделать так, чтобы "вскисло всё".
ζυμη - квасить, от ζεω - кипеть.

каб самая малая мера сыпучих тел Самая малая мера сыпучих тел. Если мерят кабом, значит голодный год. Сегодня евреи говоря "каб", имеют в виду ничтожно малую меру. Что-то вроде того, как мы употребляем слово "лепта". В Библии встречается всего 1 раз. 4Цар 6:25 ослиная голова за 80 шекелей, 1/4 каба (250 г) голубиного помёта - 5 шекелей. Помёт являлся топливом. И когда мы измеряем дрова самой малой мерой? 4Цар 7:1 сата (6 кг) лучшей муки - 1 шекель, 2 саты (12 кг) ячменя - 1 шекель. Только зная меру веса можно понимать разницу.

ефа обычная мера на рынке - ефа (3 саты или 18 кг), чтобы 2 раза не ходить. Вт 25:13-15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная. Самой обычной мерой на рынке была ефа (3 саты или 18 кг), "чтобы 2 раза не ходить". Пр 20:10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера (в оригинале "ефа"), то и другое мерзость перед Господом. Мих 6:10 ...и уменьшенная мера (в оригинале "ефа"), отвратительна? Почему старались сделать ефу поменьше? Ведь этой мерой отдаёшь. Но Иисус учил нас давать мерой полною, утрясённою, переполненною.

гин мера египетского происхождения Лев 19:36 да будут у тебя весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Ефой мерили хлеб, гином вино и елей. Лев 23:13 гин вина
Исх 29:40 1/4 гина елея

ГРЕКО-РИМСКАЯ СИСТЕМА МЕР И ВЕСОВ

фунт Ин 19:39 Никодим... принёс состав из смирны и алоя, литр около ста.
Это было около 33 кг.
Ин 12:3 Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием.
Не мудрено, 1/3 литра парфюмерии (!).

модий хлебная мера Встречается в Библии только в одной притче (Мт 5:15, Мк 4:21, Лк 11:33 ). Мт 5:15 И зажегши свечу, не ставят её под СОСУДОМ (в оригинале "модий"), но на подсвечнике, и светит всем в доме.
По-русски это будет вроде: И зажегши свечу, не ставят её под ВЕДРОМ.

хиникс суточный паёк От 6:5-6 И когда он снял 3-ю печать, я слышал 3-е животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий МЕРУ в руке своей. И слышал я голос посреди 4-х животных, говорящий: ХИНИКС пшеницы за динарий, и 3 ХИНИКСА ячменя за динарий; 2218 ζυγος мера - коромысло весов, ярмо [от впрягать, связывать]. В отличие от истории из 4-й Царств, здесь не непосильно высокая цена, а то, что мы называем "от зарплаты до зарплаты". Денарий - плата за день работы, а хиникс - норма на день хлеба, причём на одного человека, а не на семью. Такая ситуация может продолжаться сколько угодно долго, то есть "кандалы". "От зарплаты до зарплаты" и "каждый сам за себя".