Какие занятия проводить с ребенком в 3 года

Развитие детей важна тема для каждого родителя. Особенно, когда за малышом нужен глаз да глаз. Такой период захватывает обычно от 0 до 6 лет, затем школа приучает детей к относительной самостоятельности и ребенку можно доверить более сложные задания, чем раньше. Да и навыков у него больше.

Однако в период пристального наблюдение — самым сложным годом становится третий. Именно в этом возрасте у детей начинают появляться признаки отсталого развития, выявляются какие-либо проблемы, проявляется понимание окружающего мира более подробно и воображение набирает осмысленный скачок вверх. Поэтому у родителей тут же появляется вопрос: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года?

Важным моментом является то, что развитие детей сугубо индивидуально. Поэтому, если что-то развивается быстро, а что-то не очень, панику включать не надо. Общепринятые нормы не самый главный показатель, на них лишь можно опираться при объективном анализе умений крохи. Т.е. если малыш в отличие от сверстников говорит чуть меньше, это может быть застенчивость или же характер крохи, а может он просто пока не выучил эти слова. А вот если он не говорит совсем, стоит встретиться с психологом. Но точно не включать паникершу.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Навык речи

В вопросе: что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года первым фактором является . В возрасте трех лет речь малыша начинает активно изменяться. В запасе у крохи появляются целые сложные предложения, он уже умеет склонять по падежам. Навык общения растет, а с ним и эмоции приобретают новые красочные оттенки. И стоит быть готовыми к бесконечным «почему»?

Дети в три года максимально любопытны. В принципе, как и раннее, но только усиливается это речевым навыком и осознанием того, на что получен будет ответ.

Навык речи в три года:

  1. Умение четко произносить имя и фамилию свою и родителей;
  2. Словарный запас до 1500 слов;
  3. Выражение своих мыслей через речь, а не звуки;
  4. Увеличение длины предложений;
  5. Обобщение в группы знакомые предметы;
  6. Возможность выучить четверостишие и песенки;
  7. Понимание ошибок в речи других детей.

Совет родителям: несмотря на такой большой шаг в развитии, обязательно продолжайте развивать речевой аппарат, так как могут быть проблемы с отдельными буквами (р,ч,щ,с). Читайте , пойте вместе песни, проговаривайте все четко и понятно. в общении, это только ускорит процесс освоения речевого навыка.

Развитие мышления и анализ своих действий

Еще одним важным в пунктом в ответе на вопрос: что должен уметь и знать ребенок в 3 года, будет . В этот период кроха учится выявлять причинно-следственные связи и уже знает некоторые определения предметов. Для малыша не составит труда назвать формы, цвета, животных, действий, эмоций и другое, при этом все предметы будут названы своими именами.

Любопытство начинает зашкаливать и просыпается «великий исследователь», малышу хочется знать все и сразу. Тут уже в помощь пойдут энциклопедии и развивающие игры, дающие ответы на вопрос.

Основные навыки мышления в три года:

  1. Малыш сам может составить логическую связь на простые вещи и действия;
  2. Знает семь цветов спектра;
  3. Знает, как собираются матрешки, мисочки;
  4. Знает, как найти отличия в картинках;
  5. Умеет на ощупь определить форму фигуры;
  6. Знает размеры предметов и их текстуру (мягкий, твердый);
  7. До трех предметов может проконтролировать в поле зрения;
  8. Уже знает некоторые стихи и песенки;
  9. Помнит события, которые произошли более двух дней назад;
  10. Может с легкостью собрать несложный пазл, башню из кубиков, пирамиду;
  11. Считает до 5;
  12. Может рисовать и разукрашивать, выходя за линии и не соблюдая цветовой порядок.

Совет родителям: в этом возрасте стоит сделать акцент на творческом начале, внимательно наблюдайте за тем, что ребенок делает с удовольствием. Может пора отдавать его на какие-то дома? На танцы берут часто от трех лет и более, как и на вокальные занятия. Поддерживайте желания малыша что-либо делать. Совместная лепка из пластилина, прогулки и творческие занятия ускоряют развитие.

Навык быта

В три года в детях просыпается неподдельное желание сделать все самим. В них вселяется невероятная самостоятельность и независимость. Конечно, без объятий мамы им все еще трудно будет провести целый день, но постоянная опека и помощь уже не требуется.

Основные навыки быта:

  1. Малыш знает как надо одеваться и может это сделать самостоятельно;
  2. Обувь на замке и лепучке не составляет труда, сложнее со шнурками;
  3. Пуговицы больше не кажутся чем-то сложным ребенку;
  4. Малыш хорошо понимает необходимость чистить зубы, купаться и мыть руки после прогулки, перед едой. Может делать это сам.
  5. Ест уже самостоятельно за столом, не выплескивая все из тарелки;
  6. Часто слышно «Я сам» «Я не буду» — этот период называют «кризисом трех лет», так как ребенку хочется быть независимым. Выражаться это может у всех по-разному, кто-то очень негативно реагирует на возражения родителей, кто-то более спокойно. Однако спустя время это проходит и ничего страшного в этом нет.

Совет родителям: не торопите ребенка в его достижениях, а поддерживайте. Давайте ему возможность ошибаться и не пугаться своих промахов.

Физическое развитие

В этом возрасте появляется необходимость в физической активности. Так как кроха будет осень непоседлив и ему будет сложно усидеть на месте. Поэтому если ребенок любитель побегать и попрыгать, ругать его нельзя, наоборот активность в неопасном ключе необходимо поддерживать.

В три года ребенок:

  1. Знает игры с мячом, умеет им пользоваться;
  2. Умеет спускаться и подниматься по лестнице;
  3. Активность проявляется через прыжки и бег;
  4. Играя, может сопровождать все словами;
  5. Выполняет правила в подвижных играх;
  6. Умеет кататься на трехколесном велосипеде;
  7. Уверенно стоит, ходит, поворачивается. Может стоять на одной ноге.

Совет родителям: гуляйте с трехлеткой побольше, ему может не хватать свежего воздуха и активности в стенах дома. Если до трех лет малыш не научился плавать и не знаком с бассейном — время пришло. Чем больше кроха активничает в три года, тем здоровее будет он потом.

Социальный навык

Для трехлетки общение необходимо. И оно не должно ограничиваться мамой, папой и бабушками, дедушками. Нужно давать малышу общаться со сверстниками на площадке, так как в этот период происходит адаптация в социуме. Проявляются первые признаки осознанного характера, а значит и происходит формирование личности.

Ребенок в три года:

  1. Понимает где его вещи, а где чужие;
  2. Подражает самым близким;
  3. Тянется к знакомствам и общению;
  4. Проявляет чувство гордости за себя или родителей;
  5. Проявляет инициативу;
  6. Ждет похвалу;
  7. Переживает, если его начинают ругать;
  8. Знает кто чужой, а кто близкий;
  9. Выражает эмоции уже более осознанно;
  10. Фантазия бьет ключом и ребенок может много выдумывать.

Совет родителям: если ребенок проявляет стеснение к сверстникам, поможет поощрение знакомств и небольшая помощь. В этом момент может проявиться , которая будет мешать жизни в социуме в будущем. Ребенок знает как получить то, что ему нужно, поэтому не исключены осознанные манипуляции через «хочу, купи». Если кажется, что малыш отдаляется, панику стоит отключить. Теперь кроха начинает осознавать, что он личность, а не целое с мамой и общение с детьми куда более необходимо.

Проблемы, которые могут испугать

Когда родитель задается вопросом, что уже должен уметь и знать ребенок в 3 года? Появляется и вопрос — а нормально ли это? Он и раньше присутствовал, особенно если родителями пара стала впервые. Но к трем годам усиливается тем, что социум вскрывает в ребенке все проблемы, которые сидели внутри. И это в положительном ключе, ведь тревожные сигналы были и раньше, а то, как ребенок стал вести себя на людях лишь показывают маме больший спектр возможных проблем.

В этом случае стоит вспомнить про индивидуальное развитие и то, что дети необязательно будут уметь все то, что было описано. Но есть параметры, которые все же показывают возможность задержки развития. это не повод для паники, а сигнал, что стоит посетить врача.

Что является тревожным сигналом для трехлетки:

  1. Ребенок плохо разговаривает, и это не в силу незнания слов. Он мямлит себе под нос, бесконечно тараторит, что и слова не разобрать, съедает половину слова;
  2. Слюноотделение выше нормы. Малыш в три года уже достаточно большой, чтобы контролировать этот процесс;
  3. Сходить самостоятельно в туалет для него проблема;
  4. Одеться и покушать без помощи вызывают трудности и истерику;
  5. Игры не делают ребенка активным, он скован каждый раз, его движения вялые настолько, что даже мячик бросить сложно;
  6. Башенка из кубиков кажется чем-то непосильным;
  7. Ребенок не умеет составлять логические цепочки, а определения окружающего мира для него что-то неизвестное;
  8. Кроха вечно тянется за мамой или кем-то из родственников, не может оставаться один, даже на пять минут;
  9. Не хочет или очень сильно стесняется других детей;
  10. Повышенное количество истерик (ежедневное), паника, страхи и слезы не есть хорошо;
  11. Ребенок не узнает близких и не может сказать свое имя, фамилию и имена родителей.

Конечно, если в списке вы нашли то, что характеризует поведение вашего ребенка, поднимать панику нельзя. Это не значит, что малыш отстает. Некоторые дети не развиваются так быстро, как другие долго, а потом за пару недель догоняют и даже перегоняют в развитии сверстников. Однако врача стоит посетить, сейчас можно с помощью терапии скорректировать все, что угодно у ребенка. Но это не значит, что можно откладывать поход к педиатру на потом.

Помните, что внимание к ребенку в этом возрасте залог правильного развития. Не идите в след за стандартами, помните, что каждый развивается по своему.

В этом возрасте ребенок растет уже не так активно, как до года. И все же в 3 года девочки набирают вес от 13 кг до 16 кг 700 граммов. Мальчики могут весить от 13, 7 кг до 16 кг 100 граммов. Если вес ребенка не дотягивает до этих цифр или чуть больше, беспокоиться не стоит. Хуже, если рост ребенка идет скачками: в одном месяце он стремительно поправляется, в потом так же быстро худеет. Тогда нужно обратиться к врачу-эндокринологу.

Рост ребенка в 3 года варьируется от 90 см до 1 метра. Мальчики растут чуть быстрее, чем девочки.

Чтобы ребенок в 3 года лучше рос и развивался, нужно соблюдать его режим сна и отдыха. В 3 годика малыш должен спать не меньше 11 часов ночью, ложился спать не позже 21.00. Дневной сон пока еще никто не отменял: нужно устраивать такой отдых не меньше 1-1,5 часа.

Ребенок в 3 года – речевое развитие

Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.

  • Называть свое имя и возраст
  • Выговаривать от 250 до 500 слов
  • Отвечать на простые вопросы
  • Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
  • Говорить четко
  • Рассказывать простые сказки и истории

Ребенок в 3 года: развитие мыслительных процессов

Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее.

  • Правильно называть знакомые цвета
  • Играть и фантазировать более творчески, чем раньше
  • Выполнять три простых команды взрослых подряд
  • Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них
  • Любить сказки и песенки, особенно перед сном
  • Понимать простые числа и считать до пяти
  • Сортировать предметы по форме и цвету
  • Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка
  • Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях

Двигательные навыки ребенка в 3 года

Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь.

  • Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
  • Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
  • Прыгать на одной и двух ножках
  • Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
  • Стоять на одной ноге до пяти секунд
  • Идти вперед и назад довольно легко
  • Наклоняться, не падая при этом

Моторика ребенка в 3 годика

Ваш ребенок становится уже более гибким, и его мелкая моторика улучшается. В этот момент его развития ребенок должен уметь слудующее.

  • Интересоваться цветными книжками с большими картинками и переворачивать страницы в книге
  • Использовать соответствующие возрасту ножницы, резать бумагу под контролем взрослых
  • Рисовать круги и квадраты
  • Рисовать человека с двумя-четырьмя частями тела (головой, руками, ногами)
  • Писать несколько больших букв
  • Строить башню из девяти или больше кубиков
  • Одеваться и раздеваться без посторонней помощи
  • Закручивать и откручивать крышку на банке
  • Рисовать несколькими цветами

Ребенок в 3 года – эмоциональное и социальное развитие

Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его с няней или в детском саду.

Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.

  • Подражать родителям и друзьям
  • Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
  • Понимать, что такое "мое" и "его / ее"
  • Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Кроме того, вы уже можете заметить, что воображение вашего ребенка все больше развивается. Это может быть и хорошо и плохо для вас. Фантазия и разыгрываемые ребенком спектакли становятся более интересными, но ваш ребенок может также начать демонстрацию нереальных страхов, например, как вера в то, что чудовище прячется в его шкафу.

Ребенок в 3 года: когда есть повод для беспокойства?

Все дети растут и развиваются в своем природном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок развивается быстрее или медленнее. Главное – по мере того как ваш ребенок становится старше замечать прогресс в его развитии. Если вы видите. Что задержка в развитии вашего ребенка все-таки есть, обратитесь к врачу.

Признаки задержки развития у трехлетних детей включают:

  • Неспособность бросить мяч, прыгать на месте или ездить на трехколесном велосипеде
  • Частые падения и трудности ходьбы по лестнице вверх и вниз
  • Неспособность удерживать карандаш между большим пальцем и следующими двумя пальцами; не может нарисовать круг.
  • Не может использовать предложение с более чем тремя словами и неправильно использует местоимения "я" и "ты"
  • У ребенка часто текут слюни и есть проблемы с речью
  • Ребенок не может сложить больше четырех кубиков
  • Ребенок без взрослых может испытывать крайнее беспокойство
  • Ребенок не участвует в играх и ему не нравится фантазировать
  • Ребенок в 3 года не играет с другими детьми и не реагирует на членов семьи
  • У ребенка большие проблемы с самоконтролем, когда он сердится или расстроен. Он часто устраивает истерики
  • Не понимает простых команд взрослых
  • Избегает зрительного контакта
  • Не может сам одеваться, спать и ходить в туалет

Если ребенок в три года отказывается делать то, что делал раньше, это тоже может быть признаком нарушения развития. Чтобы вовремя помочь вашему ребенку, обратитесь к врачу.

Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш - мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие - он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
  • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста - формирование естественных изгибов позвоночника.
  • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
  • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
  • Сон. Общая норма сна - 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной - 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь - на нервной системе.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей - создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года - кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей. Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

Школы раннего развития: краткий обзор методик

  • Методика Зайцева. Главная цель - обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие - «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
  • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
  • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы - подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
  • Методика Монтессори. Мария Монтессори - итальянский педагог и врач - основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача - поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации - всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
  • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.

Плюсы раннего развития

  • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
  • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
  • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
  • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
  • Смена обстановки.
  • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
  • Формирование навыков самостоятельности.

На что обратить внимание?

  • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
  • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
  • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
  • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
  • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.

Подвижные игры

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Развивающие игры и игрушки

Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

Сюжетно-ролевые игры

Основная цель сюжетно-ролевых игр - приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

Развитие речи

Общение со сверстниками

У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

Кризис 3 лет

Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

  • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности - выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
  • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
  • Агрессия. Агрессия - естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
  • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики - нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
  • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
  • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?

Что делать с капризами и истериками

Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

  • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать - значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
  • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.

САЙМОН ГОВОРИТ

Игра начинается словами ведущего:
- Саймон говорит: «Поднимите руки вверх!»
Ведущий при этом поднимает руки. Ребенок также должен повторить это движение. Далее по этой же модели отдаются любые команды, например, дотронься до кончиков пальцев, присядь и вытяни руки вперед, наклонись и т.д. Однако время от времени ведущий забывает сказать начало фразы «Саймон говорит» и тогда ребенок не должен выполнять команду. Игра развивает внимание и умение следовать инструкциям. Если у ребенка сразу не получается улавливать фразу, начните просто с набора команд. Дайте также попробовать ребенку побыть в роли ведущего.

СВЕТОФОР

Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши и т.п.) Играем так: на красный свет стоим, на зелёный - движемся к цели. Задача: пройти указанное расстояние ни разу не ошибившись. Игра не только развивает внимание, но и, что не менее важно, помогает усвоить правило перехода через дорогу.

НАКЛЕЙКИ

На белом листочке нарисуйте любые значки и попросите ребенка заклеить их наклейками. Развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание. В зависимости от тематики наклеек задание можно обыграть по-разному: покормить рыбок, посадить цветочки и т.п.

НАЙДИ ПАРУ

Сделать карточки с парными изображениями. Положить несколько пар картинок рубашкой вверх (начинать лучше с 4-6 карточек). Ребенок открывает любую понравившуюся ему картинку, смотрит и запоминает, что на ней нарисовано, и ищет точно такую же картинку. Одновременно могут быть открыты только 2 карточки, и если это пара - карточки остаются открытыми. В случае неудачи обе открытые карточки переворачиваются и пару нужно искать заново. Игра развивает зрительную память.

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ

Игра для тренировки долгого дыхания. Для формирования правильной и красивой речи очень важно развивать у ребенка долгое дыхание. Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть на свечи, пытаться удержать в воздухе кусочки бумажных салфеток и, наконец, придумать игру с ватными шариками. Например, прохождение через лабиринт.

ВОЗДУШНЫЙ ТЕННИС

Теннис с воздушным шариком. Игра на развитие координации движения. Для ракеток используйте пластиковые тарелки на палочках.

СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТУ

В возрасте трех лет ребенок уже не только должен знать базовые цвета, но и уметь сортировать игрушки и другие предметы по цвету. Хорошо использовать для этой игры пластиковые мисочки из IKEA и игрушки от киндер-сюрпризов.

СМЕШНОЙ ДУРШЛАГ

Попросите ребенка сделать дуршлагу прическу, просовывая в отверстия пушистую проволоку. Хорошая игра для развития мелкой моторики.

ИГРАЕМ В БАРАБАНЩИКОВ

Игра для развития слуха, умения импровизировать с ритмом и просто для хорошего настроения. Сооружаем домашнюю ударную установку из подручных материалов. Вооружаемся барабанными палочками - для этих целей хорошо подойдут картонные трубочки от пищевой пленки или фольги - и весело шумим. Обращайте внимание ребенка на то, какие звуки воспроизводят разные предметы, как один и тот же предмет может давать несколько звуков в зависимости от места удара. Попробуйте простучать знакомые мелодии.

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Зимнее занятие для ребенка на развитие наблюдательности. Расскажите про животных в зимнем лесу и продемонстрируйте на игрушках, что у разных зверей разные следы. Сделайте дорожку из следов какого-нибудь зверька и попросите ребенка угадать, кто пробежал. Инструкцию по приготовлению «зимнего» теста смотрите ниже.
Для теста:
Мука - 2,5 стакана
Соль - 0,5 стакана
Масло растительное - 0,5 стакана
Сода - 1 ст.л
Кипяток - 2 стакана
Смешайте ингредиенты и дайте тесту немного остыть. Если тесто будет прилипать к рукам, добавьте еще масла. Если будет слишком жирным, добавьте муки. Но будьте осторожны, если переборщить с мукой, тесто быстро затвердеет.

НАЙДИ СОКРОВИЩЕ

Возьмите любые маленькие сумочки, кармашки, баночки, коробочки. Спрячьте в них маленькую игрушку или любое другое «сокровище» и попросите ребенка отыскать его. Таким образом тренируем мелкую моторику и учимся бытовым навыкам «открывать» и «закрывать» разные штуковины. В следующий раз попросите ребенка, наоборот, спрятать сокровище.

ПРИШЛИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА

В крышке коробки из-под обуви делаем три отверстия (одно над другим). Приклеиваем крышку к основанию коробки вертикально, берем большую упаковку фломастеров, делим их поровну, садимся по разные стороны нашей «почты» и начинаем играть. Первый игрок:
- Пришлите мне, пожалуйста, красный фломастер через верхнее окошко.
- Пришлите мне, пожалуйста, лиловый фломастер через среднее окошко.
И так далее. Задача: усвоить понятия «верхний», «нижний», «средний», а также оттенки базовых цветов.

ПОЛДНИК СО ЗВЕРУШКАМИ

Веселая игра по теме «Кто что ест?» Возьмите картинки животных или игрушечные фигурки. В мисочки разложите морковку, яблоки, орехи, банан, семечки, можно также налить молочка в блюдце. Попросите ребенка правильно расставить животных. Ну, а потом, загляните к каждому в гости))

ЧЕЙ БОТИНОК?

Сбросьте в кучу обувь членов вашей семьи. Поставьте коробки или пластиковые корзины (по количеству человек) и дайте ребенку задание принести, к примеру, папин кроссовок. Потом скажите, в какую именно корзину нужно его положить. Затем попросите отыскать ему пару. В этой игре учим ребенка: во-первых, обращать внимание на детали (папин ботинок большой, мамин поменьше, мамина туфелька с каблучком), во-вторых, находить пару, в-третьих, слышать инструкцию и четко следовать ей, в-четвертых, раскладывать вещи по местам.

ШПИОН

Игра во время пеших прогулок.

А Вы знаете, как превратить пешую прогулку с ребенком в увлекательную игру? Итак, чтобы дорога в сад, школу, магазин была веселой, будем шпионами. Начинайте игру так:

Вы: Я вижу кое-что синего цвета, чего ты не видишь!

Ребенок: Машина.

Ребенок: Урна.

Ребенок: Вывеска.

Меняемся ролями: теперь шпионит ребенок. Можно описывать загаданный объект не только с помощью цвета, а любым другим прилагательным - круглое, колючее, стеклянное и т.д. Игра отлично развивает наблюдательность и словарный запас!

ТЕАТР ДОМА

В возрасте трех лет дети уже любят и могут воспроизводить сценарии любимых сказок. Героями сказок могут стать готовые игрушки из арсенала малыша или сделаные с маминой помошью, нарисованые, вырезаные, раскрашеные.

НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ ШАРИКИ

Игра на развитие тактильных ощущений для малышей. Возьмите упаковку воздушных шаров одного цвета и с помощью воронки наполните их самым разнообразным содержимым. Прекрасно подойдут рис, мука, сахар, мелкие макароны, семена тыквы и подсолнуха, чечевица и любая другая крупа. Делайте это вместе с ребенком, ему понравится помогать Вам в таком ответственном деле. К тому же он наверняка сможет запомнить какие-то новые слова.
Итак, сделайте по 2 шарика с наполнителем каждого вида и начинайте игру. Для начала попросите ребенка найти на ощупь 2 шарика с одинаковым содержимым, а затем попробуйте вместе определить, что находится внутри.

СЪЕДОБНЫЕ РАМОЧКИ

Творческие фантазии на кухне. Дети любят творчество, и дети любят сладости. Ну, а «сладкотворчество» - это радость вдвойне!

Вам понадобятся: белый шоколад, хлебные палочки или соломка, желатинки, драже, кондитерская посыпка. Растопите шоколад и выкладывайте конфетами свою картину. Готовый шедевр охлаждаем 10 минут в морозильнике. А дальше по желанию - ставим на видное место, дарим близкому человеку или дружно съедаем всей семьёй:)

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму. Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание. Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.


Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи
  • «Много – мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: ).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право – лево, выше – ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: ).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

Изучаем свойства предметов

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий;
  • теплый – холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые – разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: );
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: ).



Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное – ваша любовь и терпение. Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей. Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».


Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное – чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями – это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.


На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок
  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка – найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).


Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми – отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: ). Игры можно также проводить в едином цвете – для его закрепления
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.



Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.


Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:

  • Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
  • Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
  • Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.