Гиперактивность и агрессия у ребенка. «Общение с агрессивными и гиперактивными детьми. Двигательная активность детей с сдвг

Как понять, что ваш маленький непоседа – не просто энергичный человечек, а ребенок, имеющий патологию? И что делать, когда диагноз СДВГ подтвержден?

В последнее время термин «гиперактивность» все чаще встречается в медицинских карточках маленьких пациентов. Попробуем разобраться, что кроется за этим диагнозом.

Гиперактивность – на медицинском языке СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это патология, при которой ребенок сверх меры возбудим и активен.

  • В отличие от здоровых детей, которые тоже бывают время от времени чрезмерно активны, дети с СДВГ активны постоянно.Излишняя активность детей с СДВГ вызвана особенностями действия центральной нервной системы, в частности ее повышенной рефлекторной возбудимостью
  • Данное заболевание очень трудно диагностируется, для не существует способов медикаментозного лечения. В медицинской среде сам факт существования такой патологии как «гиперактивность» вызывает множество споров и разночтений
  • По мнению медиков, примерно у трети детей диагноз СДВГ проходит в подростковом возрасте, еще часть таких детей вырабатывают способы справиться с СДВГ во взрослом возрасте
  • Обычно гиперактивность ребенка начинает ярко проявляться к 2-3 годам. В младенчестве она трудно диагностируется, т.к. симптомы выражены нечетко, однако, есть признаки, на которые можно обратить внимание уже с рождения

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у младенцев и детей до трех лет

  • Плохой сон: ребенка невозможно уложить спать днем, он плохо засыпает ночью
  • Частые рвоты после еды (не срыгивания, а именно рвота с большим количеством содержимого)
  • Ребенок не любит все, что стесняет его движения или давит на кожу: пеленки, рукавички, шапки с завязками, кофты с застежкой под горло
  • Слишком эмоционально реагируют на любой раздражитель: яркий свет, громкий звук, резкие движения
  • Наблюдается постоянная двигательная активность: малыш все время двигает руками и ногами, раньше положенного срока начинает переворачиваться, садиться, ползать и вставать
  • Как правило, гиперактивные дети очень привязаны к матери, могут плакать часами, когда ее нет. Вместе с тем они сложно идут на контакт с малознакомыми людьми: отказываются брать игрушки из рук, предпочитают спрятаться, бурно реагируют, если кто-то пытается взять их на руки

Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Не может сконцентрироваться на одном предмете, во время занятий быстро устает и начинает отвлекаться
  • Не может долго сидеть неподвижно: постоянно ерзает на стуле, двигает руками и ногами, оглядывается по сторонам; на занятиях или во время кормления его бесполезно просить сидеть спокойно
  • Бросает все на полпути: чтение книжки, просмотр мультфильма, игру со сверстниками
  • Развивающие игры, требующие усидчивости (конструкторы, паззлы, рукоделие) таких детей мало интересуют
  • Плохо справляются со всем, что требует мелкой моторики: аппликации, лепка, мелки застежки, шнурки, крючки на одежде
  • Постоянно попадают в какие-то истории, так как у гиперактивных детей снижено чувство опасности и отсутствует двигательный контроль: они падают, получают травмы на ровном месте, часто что-то роняют, ломают и пачкают

  • В школе им плохо дается математика и чистописание, не любят читать
  • По уровню развития они часто опережают сверстников: у них довольно высокий интеллект, они блестяще справляются с творческими задачами, быстрее схватывают материал
  • Очень сложно поддаются дисциплине, часто конфликтуют с учителями, срывают уроки
  • Самой большой проблемой бывает адаптация со сверстниками. Из-за слишком подвижного внимания гиперактивные дети не способны полноценно поддержать разговор, включиться в игру; они слишком разговорчивы, могут оборвать собеседника на полуслове и начать свой рассказ
  • Излишне реагируют на колкости и шутки одноклассников, конфликтуют чаще обычного, довольно резко и грубо себя ведут по малейшему поводу; как следствие часто становятся изгоями и не имеют друзей
  • Из-за неспособности к концентрации гиперактивные дети очень рассеяны и неуклюжи; они постоянно что-то теряют, забывают, подолгу ищут любой предмет; они не способны поддерживать порядок в шкафу, в портфеле, в комнате
  • Вследствие переутомления они часто страдают от головных болей, расстройств ЖКТ, аллергии и невротических состояний

Двигательная активность детей с СДВГ

При всех описанных негативных моментах есть и положительные стороны у повышенной двигательной активности ребенка. Движение способствует активному развитию всех систем растущего организма. Главное, правильно организовать процесс и направить активность малыша в нужное русло

  • Правильные физические нагрузки повышают настроение и улучшают сон, развивают нервную систему, регулируют обменные процессы и кровоснабжение органов
    Укрепляются мышцы и кости, формируется правильная осанка и контуры тела, что способствует нормальному функционированию внутренних органов
  • Укрепляются сердце и легкие, соответственно улучшается кровоснабжение и дсотавка кислорода к различным органам
  • Работа мышц при правильно подобранных упражнениях напрямую влияет на психическое развитие, речь, память и мыслительные процессы
  • Развиваются важные личностные качества: воля, выносливость и дисциплина

Познавательная активность детей с СДВГ

Познавательная активность – это готовность ребенка достигать результат, развивать определенные навыки и умения, усваивать дидактический материал в нужном объеме.

От качественного развития познавательной активности ребенка напрямую зависят его успехи в школе и последующей жизни. Гиперактивным малышам очень важна помощь родителей в этом вопросе.

  • Дозируйте объем информации, получаемой ребенком. Занятия должны быть короткими, информация простой и предметной – о том, что ребенок может видеть и осязать. Абстрактные понятия дети дошкольного возраста не способны воспринимать.
  • Если есть возможность практического применения полученных знаний, устройте с ребенком небольшой опыт, это поможет лучше усвоить материал, так как наглядность – очень важный фактор в обучении дошкольников
  • Получаемая информация не должна быть разрозненной, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на психику.
  • При подаче информации важно ее логически увязывать с уже пройденным материалом, чтобы у ребенка складывалась целостная картина мира
  • Занятия должны носить игровой характер, для дошкольников игра – ведущий вид деятельности, через который они познают окружающий мир
  • Категорически не следует наказывать ребенка за ошибки и несообразительность, так вы отобьете у него интерес к занятиям на долгие годы вперед

Агрессивный ребенок

Одним из вариантов проявления гиперактивности может быть повышенная агрессивность ребенка. Речь не идет о доброкачественной агрессии, которая возникает у детей в случае необходимости защиты своей территории от посягательств, или агрессия как ответная реакция на обидчика.

Повышенная агрессивность – это немотивированное проявление злобы, направленное на окружающих.

Повышенная агрессия вызвана тем, что для чрезмерно возбудимой психики ребенка с гиперактивностью малейшая причина может послужить серьезным раздражителем и как следствие – проявление «защитных» мер по устранению причины раздражения.

Для окружающих такое поведение часто выглядит немотивированным, так как причиной раздражения могут послужить совершенно безобидные вещи с точки зрения взрослых.Как правильно вести себя, если ваш ребенок проявляет повышенную агрессию?

На практике публичное наказание (отшлепать, лишить прогулки, заставить просить при всех прощения) имеет обратный эффект: оно только усиливает конфликт и вызывает в ребенке желание насолить еще больше. Если игнорировать агрессивные выходки ребенка, то малыш воспринимает это как вседозволенность, и проявления немотивированной агрессии становятся для его нормой. Как помочь агрессивному ребенку?

  • При первых признаках агрессии нужно переключить внимание ребенка на другую тему. При этом очень важный тесный телесный контакт малыша и родителя, так как гиперактивные дети очень привязаны к родителям, особенно к маме
  • Приучайте ребенка делиться с вами причинами гнева. Во-первых, сам процесс облечения эмоций в слова отвлекает и успокаивает ребенка, во-вторых, вам будет проще понять, что послужило толчком к агрессии и как ее устранить
  • Внимательно следите за тем, чтобы в повседневной жизни ребенок не сталкивался с агрессивным поведением окружающих. Недопустима агрессия в семье, следует избегать просмотра мультфильмов и взрослых фильмов с повышенным уровнем агрессии, комиксы, картинки и компьютерные игры, несущие агрессию, также стоит исключить из поля зрения ребенка
  • Заведите ребенку игрушку для битья. Если он не может справиться с гневом, предложите ему вылить все эмоции на боксерскую грушу или мягкую подушку. Обыграйте свой подарок и научите ребенка сбрасывать агрессию без вреда для окружающих

Как успокоить ребенка?

  • Заговорите – то есть в очень быстром темпе начните рассказывать что-то «важное» и интересное для ребенка. Он невольно будет прислушиваться, и истерика постепенно прекратится
  • Переключите внимание на другой объект, покажите свою заинтересованность этим предметом и включите ребенка в разговор: «Ой, смотри как интересно, я никогда такого не видела. Как думаешь, что это? Помоги мне разобраться»
  • Попробуйте озадачить ребенка. Например, попросите его перенести капризы на другое время: «Давай быстро сходим в магазин, пока его не закрыли, а когда придем домой, ты сможешь поплакать». Или, к примеру, попросите ребенка плакать басом, потому что от высоких звуков у бабушки болят уши. Осмысливая ваше предложение, ребенок успокоится
  • Хорошо успокаивает ребенка тесный тактильный контакт. Возьмите ребенка на колени, обнимите покрепче, пошепчите ему на ушко, как вы его любите, вытрите слезки
  • Расспросите его о причинах плача, сопереживания родителя дают малышу ощущение защиты и покоя

У гиперактивных детей очень высока потребность в одобрении, похвале, принятии, признании. В силу своего обычного поведения, они гораздо чаще слышат упреки и угрозы, чем слова восхищения. Как можно создать условия, в которых ваш ребенок будет чувствовать себя успешным и уверенным в себе?

  • Отдайте ребенка в секцию или художественную школу. Обычно гиперактивные дети очень одарены творчески: они прекрасно рисуют, у них отличный слух, на фоне обычных детей их таланты выделяются довольно заметно
  • Можно отдать ребенка в спортивную секцию, если у него есть любимый вид спорта и явные способности к нему. У гиперактивных детей обычно довольно низки порог утомляемости и болевых ощущений, поэтому в спорте они также добиваются заметных успехов
  • Направьте активность ребенка в полезное русло: полить цветы, принести воды, помыть посуду, почистить клетку с попугаями. Важно, чтобы дело не требовало длительного времени, но приносило заметную помощь. Можно дать несколько заданий с небольшими перерывами. Так малыш выплеснет энергию и одновременно ощутит гордость от проделанной работы
  • Хвалите ребенка за каждый успех, которого ему удалось добиться: собрал паззл, раскрасил рисунок, довел любое начатое дело до конца, высидел спокойно урок, лежал тихо в сон-час. Попросите о том же педагогов в детском саду и начальной школе. Положительная реакция взрослых вызовет у ребенка желание развивать успех в этом направлении

  • Психологи советуют при разговоре с гиперактивным ребенком сначала установить зрительный контакт («посмотри на меня, пожалуйста»), только затем начинать разговор. Если во время разговора ребенок отвлекся, установить тактильный контакт (взять за ладошку, погладить по плечу) – такое действие мягко вернет внимание ребенка к теме разговора
  • Определить жесткий распорядок дня. Стабильность и предсказуемость – очень важный фактор для гиперактивных детей. Установленный режим поможет избежать чрезмерной нагрузки на нервную систему ребенка, вызванной непредвиденными делами или отсутствием привычки к тому или иному занятию
  • Постараться, чтобы в квартире и в комнате ребенка все вещи имели строго свое место: лампа, корзина с игрушками, плательный шкаф. Гиперактивный ребенок очень рассеян, и строгий порядок вещей поможет ему быстрее находить нужный предмет и следовательно, снизит основания для излишнего волнения

Гиперактивный ребенок. Что делать родителям?

Изменения головного мозга, вызывающие повышенную возбудимость и гиперактивность ребенка, не носят пожизненный характер и часто проходят к юношескому возрасту.

Гиперактивность не является болезнью в строгом смысле слова, это всего лишь временное отклонение. Чтобы облегчить жизнь себе и малышу на период взросления, родителям нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Избегать чрезмерных наказаний за непослушание, поскольку плохое поведение ребенка непреднамеренно, он сам испытывает определенный дискомфорт от того, что не может подстроиться под общие правила. Ругань и обвинения только усугубят состояние ребенка
  • Постараться предотвращать истерику ребенка еще до ее возникновения или развития до гиперактивной фазы.
    Избегать ситуаций, способных вызвать у малыша слишком бурные эмоции: не устраивать сюрпризов, внезапных ситуаций, резкой смены обстановки
  • Выработать определенные правила, при которых ребенок получает небольшое поощрение за каждое хорошо выполненное задание, требующее усидчивости и внимания
    Выработать правила поведения (ситуации в которых малыш всегда слышит слово «нельзя») и мягко, но неукоснительно их придерживаться
  • Избегать столпотворения людей, больших шумных праздников, большого количества гостей в доме; такая обстановка очень способствует перевозбуждению
    Избегать ярких деталей, контрастных сочетаний и кричащих цветов в оформлении детской комнаты; отдать предпочтение спокойным тонам
  • Избегать нагромождения мебели и большого количества игрушек в детской, не допускать беспорядка и захламленности
  • Чаще играть с ребенком в развивающие и обучающие игры. При этом в комнате не должно быть посторонних звуков (включенного телевизора или радио, посторонних разговоров). Вашему малыш довольно сложно сосредоточиться, шумовой фон будет вызывать дополнительную нагрузку на психику

  • Гиперактивным детям хорошо помогают снять напряжение игры на свежем воздухе, поездки на природу, активные занятия спортом (но не соревнования!) – любые занятия, которые позволят им дать волю энергии, не доставляя беспокойства окружающим
  • Желательно выработать определенный ритуал подготовки ко сну, чтобы выработать у ребенка устойчивую привычку и определенный психологический настрой. За 2 часа до сна прекратить все активные игры и занятия. За час до сна выключить телевизор, приемник, снизить общий шумовой фон в квартире. За 30-40 минут до сна выпить травяной чай, принять ванну, помассировать ножки. Это способствует расслаблению и снятию тонуса нервной системы
  • Укладывать ребенка нужно при выключенном свете и закрытых от постороннего шума окнах и дверях. Желательно побыть рядом с малышом, настраивая его на сон: шепот, мягкие поглаживания, баюкающие движения и звуки.
  • Важно, чтобы помещение, где спит ребенок было хорошо проветрено. Материалы для постельного белья и пижамы должны быть из натуральных материалов, которые не электризуются, так как статическое электричество повышает тонус нервной системы

Видео: Гиперактивный ребенок. Что делать?

Гиперактивность - это особое состояние центральной нервной системы, при котором наблюдается явное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. ЦНС попросту не справляется со значительным увеличением психических и физических нагрузок, вследствие чего ребенок испытывает определенные трудности, связанные с восприятием окружающего мира, взаимодействием со сверстниками и взрослыми. Наиболее ярко данная форма нарушения поведения проявляется у детей, достигших младшего школьного возраста (7 лет и старше). Это связано с началом выполнения новой для них учебной деятельности.

Основными признаками, указывающими на наличие гиперактивности у ребенка, являются:
● непоследовательность;
● суетливость;
● беспокойство;
● неусидчивость;
● чрезмерная эмоциональная активность и нестабильность;
● повышенная моторная активность;
● импульсивность и вспышки неконтролируемой агрессии;
● несоблюдение норм и правил поведения.

Наивно полагать, что со временем характерные для детской гиперактивности симптомы «пройдут» и перестанут беспокоить как окружающих, так и самого ребенка. Напротив, без своевременно оказанной профессиональной помощи ситуация только усугубится, и одним из наиболее ярко выраженных осложнений станет выраженная в словесной форме или в форме физического воздействия агрессия по отношению к сверстникам и близкому окружению. Также агрессия может быть скрытой, если родители подавляют ее неверно выбранными методами воспитания. Подкрепленная ошибками в воспитании, она нередко переходит в агрессивность, как черту характера.

Выделяют психологические и неврологические причины гиперактивности и приступов агрессии у ребенка 7 лет и более старшего возраста.

Психологические причины:
● эмоциональная несдержанность родителей (ссоры, конфликты между отцом и матерью, агрессивное поведение не только дома, но и в социуме);
● равнодушное отношение родителей к делам и интересам ребенка;
● жестокое обращение с ребенком;
● не соответствующие возрасту высокие требования и высокая моральная ответственность (как следствие, ребенок боится не оправдать возложенных на него ожиданий);
● наличие вредных привычек у одного или обоих родителей (алкоголизм, наркомания в семье);
● сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей;
● потеря близкого человека;
● чрезмерная опека и контроль и, наоборот, вседозволенность, отсутствие запретов;
● непоследовательность, отсутствие единства в воспитании и т.д.

Неврологические причины:
● органические поражения головного мозга во время беременности или в результате родовой травмы;
● функциональное недоразвитие;
● травмы шейного отдела позвоночника;
● наследственная предрасположенность, генетические заболевания;
● инфекционные заболевания;
● перенесенный стресс;
● воздействие некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Как помочь преодолеть ребенку 7 лет гиперактивность и приступы агрессии?

Оказание помощи таким детям должно носить комплексный характер и объединять различные методы нейропсихологической и психолого-педагогической коррекции.

Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с успеваемостью и дисциплиной. Если родители обратились за психологической консультацией по поводу гиперактивности ребенка, то ему надо быть готовым к тому, что специалист в большой степени будет работать не с самой гиперактивностью, а с ее психологическими причинами. Психолог поможет установить причины гиперактивности и агрессивного поведения ребенка, выявить и нейтрализовать супружеский конфликт, определить оптимальный стиль воспитания ребенка, дать ряд полезных рекомендаций, которые помогут скорректировать его поведение.

Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать предъявляемым к ребенку требованиям, а воспитательный процесс должен включать единые требования и личный пример обоих родителей - лишь в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок :

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок :
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Основные причины гиперактивности

Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?

1. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.


2. Воспользуйся такими советами:

Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно, распределять силы.

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Предварительный просмотр:

Детская агрессия

Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

  • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
  • Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
  • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
  • Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
  • В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
  • У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань ).

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений .

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
  • Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов,мести,.

Лечение агрессивности

Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка, испорченным,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

Страница 12 из 102

Причины агрессивного поведения

Причиной того, что ребенок будет демонстрировать «трудное» поведение, станет необычайно агрессивным или даже властным, может стать целый комплекс самых разных факторов. Одни люди по характеру спокойны и миролюбивы, другие очень подвижны, импульсивны или слишком вспыльчивы и готовы к проявлению агрессии. Одним из факторов, от которых зависят и физические способности, и черты характера личности, определенно является наследственность.

При обследовании у многих людей с предрасположенностью к агрессивному и импульсивному типу поведения можно выявить изменения в выработке нейромедиаторов - сигнальных веществ - в головном мозге. Так, генетически обусловленное изменение выработки в головном мозге нейромедиатора серотонина может привести к повышенной агрессивности, а дофамина - к повышенной импульсивности. У агрессивных мужчин часто выявляется изменение уровня, к примеру, мужских половых гормонов. Путем исследований было установлено, что изменение выработки «гормона стресса» кортизола у детей и взрослых приводило к нарушению социального поведения.

Дети, которые уже в первые годы жизни ведут себя агрессивно, склонны к сохранению таких особенностей поведения вплоть до периода полового созревания и представляют собой так называемые антисоциальные личности с предрасположенностью к применению физического насилия и проявлениям преступного поведения. Эти «трудные» дети нередко не способны выказывать сочувствие, быть чуткими по отношению к другим людям, а наоборот, ведут себя крайне бесцеремонно. Своим поведением и способом выражения эмоций они оказывают отрицательное влияние на окружающих, при этом страсть к причинению такого рода вреда может быть наследственно обусловленой. В большинстве случаев причина проблемы асоциального поведения многих подростков, у которых также выявляются негативные особенности характера в период полового созревания, кроется в жизненных условиях семьи, оказывающих отрицательное влияние на развитие личности.

Для детей с ярко выраженными чувством беспокойства, предрасположенностью к проявлению импульсивности, неумением концентрироваться, обусловленным дефицитом внимания, гиперактивностью или присутствием в организме антидиуретического гормона, свойственно использовать агрессивные модели поведения в повседневной жизни, особенно когда они страдают от нарушением импульса контроля.

Нарушение контроля импульса выражается в том, что дети неспособны обдумывать свои внезапные идеи или желания - они моментально начинают действовать, воплощая их в жизнь и не задумываясь о возможных последствиях. Как правило, они не могут ждать и у них не получается обуздать свой гнев, и отсюда их вспыльчивость и склонность к приступам гнева, сопровождаемым насилием.

Нарушение контроля импульса, тем не менее, может встречаться и при отсутствии антидиуретического гормона в организме. Причинами выработки антидиуретического гормона в организме ребенка могут являться наследственность, нанесение вреда ребенку в период внутриутробного развития, например если будущая мать во время беременности курит, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем, а также осложнения при родах, такие как гипоксия (кислородное голодание) или преждевременные роды. Неправильное воспитание тоже может быть одним из факторов, вызывающих выработку антидиуретического гормона в организме, особенно если сами родители страдают нарушением социального поведения. Этот фактор может лишь усилить симптомы нарушенного социального поведения у ребенка. Агрессивное поведение демонстрируют примерно три четверти гиперактивных детей.

У многих детей, у которых обнаружен антидиуретический гормон, отмечается так называемое нарушение восприятия. Эти дети с трудом осмысливают и усваивают увиденное или услышанное. Нередко на прием к детским врачам попадают дети, к примеру, с низким болевым порогом или не очень хорошо чувствующие собственное тело и вследствие этого неловкие и грубые в отношениях с другими детьми. Эти дети обращают на себя внимание своим физически агрессивным поведением на протяжении всего периода развития. Наблюдая за ними, можно увидеть их разочарование, связанное с тем, что им многое не удается, а сами они не понимают, что их грубость может причинять другим детям боль.

Нарушение также может быть не связано с выработкой антидиуретического гормона в организме, и причины его, как правило, те же, что и в случае с нарушением контроля импульса. Кроме того, у многих детей, у которых антидиуретический гормон не обнаружен, встречается так называемое нарушение частичного восприятия. Оно влияет прежде всего на учебный процесс и может привести к дислексии (нарушению чтения и письма) или акалькулии (нарушению счета), а также стать причиной разочарования в школе и отвращения к ней и учебному процессу в целом.

Гиперактивные дети с нарушением внимания и неумением концентрироваться часто становятся непризнанными в семье или школе, а разочарование в повседневной жизни способно провоцировать у них агрессивное поведение. Именно поэтому общение с такими детьми требует от взрослых огромного терпения.

Низкий уровень интеллекта является серьезным препятствием для нормального развития личности и может быть причиной агрессивного поведения ребенка. Агрессивное поведение с применением насилия наблюдается у детей со слаборазвитым интеллектом прежде всего за пределами школы, в среде детей и подростков с плохой успеваемостью. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями, как правило, имеют сниженную способность к вынесению суждений. Подростки, склонные к агрессивному поведению, часто действуют внезапно и при этом в момент агрессии не задумываются о последствиях своих поступков, о возможном наказании. Эти дети не осознают как краткосрочных, так и долгосрочных последствий своих действий (боль, которую испытывают их жертвы, общественные санкции и т. д.). Склонные к агрессии дети и подростки часто ошибочно считают враждебными действия и мнение других людей, хотя на самом деле это не так.

Агрессивное поведение с элементами насилия может быть спровоцировано не только нарушением восприятия собственного тела, пониженной способностью к учебе или предрасположенностью к гиперактивности или импульсивности. Нарушение развития речи также провоцирует агрессивное поведение. Человек расстраивается, когда не может правильно сформулировать и изложить свою мысль или когда его трудно понять из-за дефектов речи. Это очень хорошо прослеживается на примере здоровых маленьких детей, когда они начинают драться или что-то отнимать, крича и сопротивляясь, так как еще не очень хорошо говорят и не могут сказать, чего хотят. Поэтому нарушение развития речи является очень серьезной проблемой и, вероятно, может лежать в основе нарушения слуховых способностей или слуховых ощущений и провоцировать развитие отклонений от норм поведения.

На генетические и физические способности личности большое влияние оказывают так называемые психосоциальные факторы, которые могут стать толчком для развития склонности к агрессивным и проблемным поступкам. Эти факторы действуют на механизмы развития личности, которые представлены в теориях, о которых речь шла выше. Но необходимо отметить, что ни профилактика, ни правильное обращение с детьми не могут изменить физиологию личности.

На начальном этапе «трудного» поведения и при возникновении нарушений социального поведения в тесной взаимосвязи находятся предрасположенность личности и факторы нагрузки в повседневной жизни (психосоциальные факторы риска), которые очень важно своевременно распознать и искоренить. Поскольку процесс превращения «трудного» поведения четырехлетнего ребенка в нарушенное социальное поведение одиннадцатилетнего изменить практически невозможно, огромную роль играет оказание помощи семьям на ранних этапах развития личности детей, и лучше подготовиться к воспитанию ребенка уже во время беременности или по крайней мере в первые месяцы жизни малыша. К огромному сожалению, лишь 10% семей осознают реальную необходимость получения психологической помощи, и все же не получают ее или получают слишком поздно.

Как мы уже выяснили, нехватка родительской любви и внимания, также становятся причиной детской агрессии. А ведь ребенку нужно совсем немного от вас. Например, вместе поиграть или посмотреть узбекские фильмы 2012 с участием школьников, или же просто услышать приятное слово в свой адрес. Совместный просмотр семейных фильмов может стать мостиков в вашем общении.

Проявление агрессии у детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью и способы ее коррекции.

Проявление детской агрессии является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которым приходится иметь дело родителям, учителям и психологам.

Упражнения которые требуют большой физической активности не всегда подходят для детей с гиперактивностью, особенно когда мы работаем в группе, например есть замечательное упражнение «Клоуны», в котором дети превращаются в клоунов которые ругаются друг на друга овощами и фруктами или предметами мебели и многим другим, детям с СДВГ будет сложно выполнить это задание они могут увлечься и обидеть партнера по настоящему. Как альтернативу я использую проективное упражнение «Нарисуй обидчика», им можно пользоваться как фронтально, так и индивидуально. Суть заключается в том, чтобы ребенок нарисовал на бумаге того, кто когда-либо, чем-либо его обижал, а затем пририсовать ему какие-нибудь смешные детали (рога, пятачок, хвост, усы и т. д. и т. п.), это достаточно увлекательно для детей младшего школьного возраста, и поэтому даже дети с гиперактивностью с удовольствием его выполняют и мало отвлекаются (как показывает опыт и более старшим детям и даже взрослым это интересно, пусть даже они и относятся к этому с юмором, но на бессознательном уровне приходит чувство облегчения и удовлетворенности).

Но ребенок с СДВГ не может долго сидеть и со временем даже увлекательная, но сидячая деятельность ему надоедает и он начинает отвлекаться. Чтобы расшевелить ребенка, можно воспользоваться упражнением с воздушными шарами, я это использовала пока только индивидуально с гиперактивными детьми, но думаю с другими детьми это упражнение можно выполнять и в группе. Это упражнение наверняка знакомо многим, для одного ребенка я беру 3 шарика, сначала мы выбираем негативную эмоцию которую ребенок часто испытывает (если возникают трудности, то выбираем эмоцию которую он испытывал хотя раз в жизни), затем ребенок надувает шар, как бы заполняя шар своей негативной эмоцией и тем самым освобождая себя от нее, на шарике пишем название эмоции. Затем обсуждаем ощущения ребенка: «что чувствует избавившись от эмоции; стало ли легче и т. д.». после обсуждения, чтобы эта эмоция не могла никому навредить и снова не вернулась к носителю, ребенок лопает шар и эмоция растворяется в воздухе (можно предложить ребенку самому попытаться лопнуть шар, но я обычно даю ручку или карандашь). Эта процедура повторяется еще два раза уже с другими эмоциями. Это упражнение положительно влияет на детей, им и весело лопать и шарик и в то же время они осознают насколько легко избавиться от негатива никому не навредив.

«Представьте себе, что вы стоите на поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы вы хотели. А теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Ура! Выдохните и расслабьтесь, ваше счастье в ваших руках! Положите свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйтесь, глядя на нее. Вы сделали что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Присядьте. Закройте глаза. Снова мысленно посмотрите на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие вам о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь откройте глаза, вдохните и тянитесь к своей новой цели! Теперь опустите руки, расслабьтесь и никогда не переставайте тянуться к своей цели».

После окончания проводим рефлексию, вариант рефлексии подбираем по возрасту. С вами взрослыми мы можем это просто обсудить. С детьми младшего школьного возраста, я обычно прошу закончить фразу «больше всего мне понравилось..» или «я чувствую себя сейчас…» и т. д.