Эмма мошковская нашел я гриб красивый. Птичка певчая. Какие бывают подарки

Косарев Матвей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Города Аши Челябинской области

РЕФЕРАТ

«Детская поэтесса

Эмма Мошковская»

Выполнил: Косарев Матвей Ученик 2 А класса

2012 г.

1.БИОГРАФИЯ 3

2.ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ 5

3.СТИХОТВОРЕНИЕ 6

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. БИОГРАФИЯ

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926 – 1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.

Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».

Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе.

В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево».

За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки.

Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.

  1. ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ

Стихи для детей: «Ангина» ,

«Апрель» ,

«Бульдог» ,

«Весенняя арифметика» ,

«Все надели шубы» и другие.

Книги для детей:

«Подарите крокодила»,

«Мечты о лете»,

«Счастливый остров»,

«Сто ребят – детский сад»,

«Дедушка Дерево»,

«Хорошие вести»,

«Я пою»,

«Жадина» и другие.

Грампластинки и аудиокниги:

«Жил-был на свете Серенький Козлик»,

«Жила-была Работа» .

Мультфильмы:

«День загадок»,

«Хитрые старушки»,

«Клоун»,

«Козлик и его горе»,

«Бегемотик»,

«И мама меня простит»,

«Козлик и ослик» .

  1. СТИХОТВОРЕНИЕ

Эмма Эфраимовна Мошко́вская (1926-1981) -российская детская писательница и поэтесса. Окончила музыкально - педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала « Мурзилка ». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Самуил Маршак

Любимый герой Мошковской - маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. "Я боюсь, И лес боится- Замирает и таится... Ты не беспокойся, лес! Ты не бойся - Я же здесь ".

Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Короткие и простые для заучивания стихи поведают о нравственных ценностях, о том, что хорошо или плохо. У Эммы Мошковской есть стихи для совсем маленьких и для старших дошкольников.

Спасибо за внимание!

С ранних годов поэтесса определяет себя в качестве литературного деятеля, творящего для непосредственных детских умов. Вспоминая себя на первых ступенях жизни, Мошковская решает, что всякий ребенок заслуживает большего количества сказок и поучительных историй. Обретя себя в качестве поэтической натуры, она принимается за создание стихов, знакомых и любимых многими с самых малых лет. Благодаря извечной динамичности, работы ее становятся народными песнями, исполняемыми молодежью на самых различных мероприятиях. Обретя известность, Эмма Эфраимовна не замирает на достигнутом уровне, продолжает с все возрастающим успехом адаптировать свои стихи для детей и достигает полного понимания их мироощущения.

В произведениях Мошковской каждый ребенок находит для себя любимого персонажа, столь похожего на него самого или людей из его окружения. Существа, порожденные гибким умом поэтессы, с легкостью становятся новыми друзьями, вызывая доверию и симпатию. Молодой читатель учится вместе с ними, ловя каждую фразу, высказанную обожаемым творением, и делает собственные выводы, берущие свою основу с ненавязчиво преподнесенных размышлений Мошковской. Красочность стихов Эммы Эфраимовны позволяет удерживать внимание в течение весьма долгого промежутка времени, позволяя сюжету и информации закрепиться в столь непостоянном сознании.

Эмма Мошковская

Стихи Мошковской. Митя - сам

Он сам
Отправился в лес.
Сам
На берёзу полез.
Сам
Ухватился за ветку.
Сам
Оцарапал коленку.
Сам
Свалился с берёзы.
Сами
Закапали слёзы.
Он сам свои слёзы вытер,
Никто-никто их не видел!
Один только ветер увидел,
Видел, но только не выдал!
Ветер и виду не показал!
И никому-никому не сказал!

Стихи для детей Мошковской. Мчится поезд

Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

Рисунки Е.Запесочной

Эмма Мошковская
ЗООПАРК

Это - ФИЛИН.
Днём он спит.
У него усталый вид.
Ночью
спать не хочется:
ночью
он охотится!..

Нет у НОСОРОЖИКА
никакого рожика.
Будет рожик у меня!
Мне всего ещё три дня!


Умывается ТИГРИЦА,
и тигрята моют лица.
Моет уши папа,
А мочалка - лапа.

С собой иголки носит.
Ни у кого не спросит.
Зачем они все сразу
нужны
ДИКОБРАЗУ?

ЕНОТ
Он моет пищу,
чтоб пища
стала чище.
Вымоет как следует,
а потом обедает.

Рисунки И.Огарева

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Вежливое слово


1.
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.

2.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой:.

3.
Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?

4.
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот Спасибо! Ну пойду.

5.
Говорит Овечка:
- Мне - одно местечко!
Вот мое. Благодарю -
Доброе словечко.

6.
Утка: - Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе Утро.

7.
А Олень - Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое - Пожалуйста!


8.
Говорит Дворовый пес:
- Поглядите, что принес!
Вот мое Здорово -
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти Здрасте
А здорово бросьте! Бросьте!


9.
- Бросил! Бросил!
- Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.

10.
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:

11.
- Касса, выдай мне бил
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.

12.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне - билет!
- Нет и нет.
- Мне билет!
- Нет и нет.

13.
Не стучите - мой ответ
Не рычите - мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

14.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.

15.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:

16.
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?


17.
Изволь: Позволь:
Их давно уж съела моль!
Но Пожалуйста: Прости:
Я могла бы их спасти!

18.
Бедное Пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое
Это слово залатаю!

19.
Живо-живо положила
Две заплатки..Все в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:

20.
До Свиданья, До скаканья
И еще До кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.

21.
- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

22.
Театр открывается!
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:

23.
- До Свиданья! Здрасте!
Доброй ночи! И Рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых три!


24.
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите Вас обнять!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых пять.

25.
Поздравляю с Днем
Рожденья!
Приглашаю Вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!


26.
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
"Очень-очень-очень-очень -
Очень вежливый Медведь!"

27.
- Благодарен! - Извиняюсь!
- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница!

28.
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-Здравствуйте, Медведица!
Знаете Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!


29.
- Почему не верится?
Говорит Медведица, -
- Мой сыночек-молодец!
- До Свидания!


Конец.

Стихи Мошковской

3ЯБЛИК СОГРЕЛСЯ

Зяблик: - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся -
зяблик согрелся.


Эмма Мошковская. Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки.
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!


Стихи Мошковской для детей

ДОЖДИК ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ

Дождик вышел погулять.
Глядь,
Из-за поворота
Выползает кто-то
С фонарищами-глазищами,
С поливальными усищами!
Поливает,
Поливает!
Всё умылось,
Всё сверкает!
И сияет мостовая.
Мостовая,
Как живая.
Дождь
Остановился -
Страшно рассердился:
- Очень мокро здесь идти!
Нам вдвоём
Не по пути.


Эмма Мошковская

МАША И КАША

Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это -
Её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!

Стихи для детей. Стихи Мошковской

УТРЕННИЙ ПРИКАЗ


Кран,
Откройся!
Нос,
умойся!
Глаз,
купайся!
Грязь,
сдавайся!

? с. 61 — 62 – Вы уже прочитали рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»? – спросила Анишит Йокоповна. – А теперь прочтите стихотворение Эммы Мошковской на странице 62. Подумайте, что общего у рассказа и стихотворения? Их связывает общая тема или основная мысль?
Как ты ответишь на эти вопросы?

Заканчивает главу «Учимся любить» стихотворение Эммы Мошковской «Нужен он…», в котором речь идёт о необходимости иметь рядом «Хорошего Человека». Своей основной мыслью это стихотворение связано с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» (Литературное чтение, 3 класс, 1 ч., с. 55). «Хороший Человек» нужен, «…если кто-нибудь простужен, // или просто нету сил, // или просто загрустил…». Кому был нужен «Хороший Человек» в рассказе Юрия Коваля? Кто выступил этим «Хорошим Человеком»?

В какие моменты жизни, по мнению поэтессы, человеку нужна помощь и поддержка?
Зависит ли, по мнению Эммы Мошковской, потребность в поддержке и дружеском участии
от внешности и возраста человека?
Ты соглашаешься с таким мнением поэтессы, или у тебя другое мнение?

Поэтесса Э. Мошковская говорит как раз о том, что помощь или поддержка, дружеское участие необходимы любому – и взрослому, и ребёнку – везде и всегда: «Нужен он зимой и летом // и блондинам, и брюнетам, // …тонким, толстым, // нужен взрослым и ребятам… // Нужен он сию минуту! // Нужен через много лет!.. // Очень нужно, чтобы всюду // был Хороший Человек».

Таким образом, потребность в дружеском участии может возникнуть у любого человека независимо от его возраста, внешности, характера и т. д. Более того, «Хороший Человек» – это не профессия; «Хороший Человек» также не зависит от возраста или внешности. Любой из нас может стать «Хорошим Человеком».

«Хорошему Человеку» свойственна доброта, внимательное отношение к окружающему, ум, способность к сопереживанию и т. д.

А рядом с тобой есть такой Хороший Человек, который поможет и поддержит? Это взрослый человек или кто-то из твоих одноклассников?
Сможешь ли ты сам(а) стать для кого-то таким человеком?

Здесь надо привлечь свой личный жизненный опыт. Необходимо прийти к выводу, что (повторимся): а) любой из нас периодически испытывает потребность в «Хорошем Человеке»; б) таким «Хорошим Человеком» может стать каждый из нас.

? с. 37 Вспомни произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки», которое ты прочитал(а) в учебнике. Чьими глазами увиден мир в том тексте? От чьего имени ведётся в нём рассказ?
А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошковской?

«Дневник фокса Микки» написан от имени фокстерьера Микки и мир в нём показан глазами собачки.
Стихотворение Эммы Мошковской написано от имени и с точки зрения мотылька.

? Кем был разбужен мотылёк? Какие строчки в первой части стихотворения помогли тебе догадаться? На чём сидел мотылёк и почему ему стало жарко? Что он называет «солнцем в тёпленьком пузырьке»? Кого и какие предметы мотылёк видит с высоты своего полёта? Подтверди ответ строчками из текста.
? А кого и что он разглядывает вблизи? За кем мотыльку нравится наблюдать больше всего? Из каких строчек это видно?

Мотылёк был разбужен обитателями комнаты, где он жил, а точнее, – школьниками, которые «…солнце включили и долго уроки учили». Обыкновенная лампочка кажется мотыльку «солнцем в тёпленьком пузырьке». С высоты своего полёта мотылек видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, вяжущую чулок, играющую в куклы маленькую девочку – «внучку», маму с пышками. Однако больше всех мотылёк любит детей, делающих уроки: «Как я люблю ваши лица! // Я долго на них гляжу…», «…я для вас пляшу», «…я любопытен! Я бы узнал, что вы сейчас проходите!». Поинтересуйтесь у ребят, а они обращали когда-нибудь внимание на «танец» мотыльков вокруг вечерней лампочки? Можно вообразить, что мотыльки не просто летят на огонь, но хотят лучше разглядеть лица людей, понаблюдать за тем, чем они занимаются, выказать свою любовь, станцевав людям?

? Как ты думаешь, поэтессе удалось показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось?

- Необычный мир получается, когда всё вокруг кажется человеку одушевлённым и живым, — сказала Маша.

Убедительно ли Эмма Мошковская описала мотылька, его любопытство, его любовь к живущим рядом? Поэтесса наблюдательна? Хорошее ли у неё воображение?
Ведь это – именно те качества, которые и позволяют увидеть окружающий мир живым и необыкновенным.